К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Wildberries составил продавцам график выплат компенсаций за пожар на складе в Шушарах

Фото Artem Priakhin / SOPA Images via ZUMA Press Wire
Фото Artem Priakhin / SOPA Images via ZUMA Press Wire
Маркетплейс Wildberries вновь изменил оферту для продавцов. В новой версии зафиксирован порядок возмещения убытков от январского пожара на складе в Шушарах. Отчеты об оценке суммы компенсаций и графики их выплат уже начали поступать в личные кабинеты продавцов. Эксперты и юристы советуют продавцам тщательнее изучать отчеты, ведь после согласия с ними селлер автоматически отказывается от любых дополнительных претензий к маркетплейсу и уже не сможет увеличить размер компенсации. Ассоциация участников рынка электронной коммерции уже обратилась в ФАС России с просьбой проверить законность изменений оферты онлайн платформы

Маркетплейс Wildberries изменил договор-оферту, регулирующую взаимодействие с продавцами. Об изменение оферты с 4 марта Forbes сообщили четыре крупных продавца маркетплейса. «Оферта уже отразилась в личном кабинете, — говорит крупный продавец одежды, товаров для дома и игрушек. — Суть изменений в том, что Wildberries направит каждому селлеру отчет с графиком и суммой компенсации за утраченный товар. Правда, ни мне или кому-то из моих знакомых продавцов такие отчеты пока не поступили».

Речь идет о компенсациях за товары, утраченные во время пожара на складе Wildberries в поселке Шушары Пушкинского района Санкт-Петербурга, который произошел 13 января. Общая площадь склада составляла порядка 122 000 кв. м, пожар удалось локализовать на площади 70 000 кв м. Обошлось без человеческих жертв. В тот же день в официальном Telegram-канале представители Wildberries сообщили о начале выплат компенсаций.

«Новая версия оферты была опубликована 4 марта. Изменения касаются только заключения соглашения между Wildberries и продавцами о возмещении ущерба после пожара в Шушарах. Новая версия оферты вступает в силу, когда продавец совершит одно из двух действий: акцептует оферту на портале или согласится с отчетом Wildberries о возмещении убытков продавца», — подтверждает представитель пресс-службы маркетплейса.

 

Вечером 4 марта Ассоциация участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) обратилась к председателю экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий при ФАС Петру Иванову с просьбой проверить законность оферты маркетплейса. В обращении (есть в распоряжении Forbes) АУРЭК отметила три момента. Маркетплейс предлагает компенсацию за утраченный товар согласно отчету, который продавцы могут принять через портал. Однако, принимая отчет, продавец автоматически соглашается с предложенными условиями, что может не всегда соответствовать фактическому ущербу. Второе — компенсация предусматривается к выплате в соответствии с графиком (то есть не единовременно). Третье — нажав предлагаемую кнопку в личном кабинете «Согласиться с отчетом», продавец отказывается от любых возможных претензий по суммам и срокам возмещения, то есть применяет ретроактивную оговорку к правоотношениям сторон, возникшим до введения в действие редакции оферты.

24 января руководитель ФАС России Максим Шаскольский заявил о признании доминирующими на товарном рынке маркетплейсов Ozon и Wildberries, напоминает член наблюдательного совета АУРЭК и член экспертного совета по IT при ФАС России Дмитрий Тортев. По его словам, к случаям недобросовестного поведения доминантов могут быть отнесены, применимо к статье 10 закона о защите конкуренции, навязывание невыгодных условий для потребителей, создание дискриминационных условий для предпринимателей, реализующих товар на маркетплейсе. В связи с этим АУРЭК просит службу проверить законность изменения оферты, чтобы пресечь возможности злоупотребления Wildberries рыночной властью.

 

В отчете будет описана методика расчета и сумма компенсации и представлен график выплат. «Если продавец с ним согласен, он должен нажать соответствующую кнопку и подтвердить свое решение. Тогда выплаты начнутся по утвержденному графику», — пояснили в пресс-службе маркетплейса. Согласно оферте (есть в распоряжении Forbes), первая выплата должна быть совершена маркетплейсом не позднее чем через пять рабочих дней после согласия продавца.

По словам представителя Wildberries, сумма возмещения определяется для каждого селлера отдельно на основании цены товара с учетом средней скидки за минусом стандартных расходов (хранение, логистика и процент маркетплейса). В расчете также учитывается процент выкупа товара и его оборачиваемость — то есть период, за который этот товар обычно продается.

«Нажав кнопку «Согласиться с отчетом», продавец подтверждает, что сумма компенсации покрывает все убытки от пожара, а он сам не имеет претензий и требований к Wildberries», — говорится в тексте новой оферты. «Если продавец не согласен с размером компенсации, он может сообщить о расхождениях, — в таком случае специалисты поддержки разберут случай селлера индивидуально», — уточняет представитель онлайн-платформы.

 

На вопрос, скольким продавцам и на какую сумму на сегодняшний день совершены выплаты и какова общая сумма ущерба, в Wildberries не ответили.

Ровно через месяц после пожара представители Wildberries уверяли, что 90% селлеров, чьи товары пострадали в Шушарах, получили частичную компенсацию. Им оппонировали представители АУРЭК, опрос которой доказывал, что после пожара около 30% продавцов так и не смогли получить от компании никаких компенсаций, а еще более 25% получили не более 2% от стоимости сгоревшей собственности.

«Мы внимательно изучили изменения в оферте и хотим предупредить о рисках продавцов, ведь нажав кнопку «Согласиться с отчетом», продавец отказывается от любых возможных претензий по суммам и срокам возмещения, — подчеркивает руководитель юридической фирмы Fox Legal Consulting и сопредседатель АУРЭК по правовой защите Александр Ефимов. — Продавец должен понимать, что он соглашается и с тем, что теперь любые другие требования Wildberries к продавцу, такие как штрафы и удержания, могут быть вычтены из суммы компенсации». Он рекомендует перед согласием тщательно изучить условия оферты и отчета, а также убедиться в том, что продавец полностью понимает условия компенсации и оценивает последствия для собственного бизнеса. Несогласным с расчетами Wildberries Ефимов советует собрать всю документацию, подтверждающую стоимость утраченных товаров и связанные с ними затраты, чтобы иметь возможность аргументированно обсуждать размер компенсации.

«Новые положения оферты Wildberries, по сути, устанавливают порядок досудебного урегулирования спора с продавцами о компенсации потерь, связанных с пожаром, —  добавляет руководитель направления Digital & Analogue Partners Владимир Прохоренко. — Принятие оферты не означает автоматического принятия предложения Wildberries по компенсации потерь. Продавец вправе оценить свои убытки и после решить, принять предложение маркетплейса или нет. Такой подход не выходит за рамки обычной практики досудебного урегулирования спора». Он признает, что принятие предложения, в том числе путем согласия продавца с ним в личном кабинете маркетплейса, будет являться юридически значимым действием и в дальнейшем может рассматриваться как заключение между сторонами соглашения об ограничении ответственности должника, которое признается российским правопорядком.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Нужно понимать, что если продавец согласится с предложением маркетплейса, то он получит только то, что указал Wildberries, — отмечает адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Игорь Харитонов. — Если такая компенсация будет неполной, то после такого подтверждения продавцом оставшуюся сумму он уже не сможет получить даже в суде. Несогласные всегда могут решать вопрос в индивидуальном порядке, договариваться на большую сумму либо же обращаться в суд».

 

Опрошенные Forbes селлеры опасаются, что в случае судебных разбирательств маркетплейс может заблокировать им вход в личные кабинеты и они не смогут вывести свои средства. Несогласные с расчетами Wildlberries смогут беспрепятственно продолжать работать на платформе и дальше, говорит представитель маркетплейса. «Принятие новой оферты не означает автоматического согласия с суммой компенсации. Если селлер не согласен с размером компенсации, он всегда может обратиться в поддержку, тогда его случай разберут индивидуально. Никаких блокировок личных кабинетов из-за несогласия с суммой возмещения не будет», — обещает он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+