ФАС подготовила методику оценки необоснованного роста стоимости товаров
ФАС предложила модель оценки необоснованного роста стоимости товаров. Согласно ей, подорожание могут признать несправедливым, если оно не сопровождается ростом стоимости производства, а также в случае превышения рентабельности среднеотраслевых показателей. Документу еще предстоит пройти обсуждение в правительстве и профильных министерствах
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала методику оценки экономически необоснованного роста стоимости товаров. Об этом со ссылкой на копию документа пишет РБК, подлинность подтвердили два источника на потребительском рынке и источник, близкий к разработчику.
Подготовить методологию ФАС в январе поручил первый вице-премьер Андрей Белоусов, которому служба представила законопроект о запрете на установление экономически необоснованных цен. Согласно этому документу, цена признается необоснованной, если она за 60 дней увеличилась более чем на 5% от величины индекса потребительских цен на соответствующий год, при этом рост не обусловлен экономическими факторами.
К последним служба относит, в частности, существенное повышение спроса. Согласно методологии, речь идет о документально подтвержденном превышении объема заявок на покупку товара у отдельного хозяйствующего субъекта над его предложением более чем на 10% в течение месяца. Свидетельствовать о росте спроса также могут увеличение объемов продаж, сокращение запасов продукции на складе и в торговом зале, и скорость продаж, указала ФАС.
На необоснованность подорожания, по мнению ведомства, косвенно могут указывать увеличение цены более высокими темпами, чем рост общего индекса потребительских цен, а также превышение рентабельности среднеотраслевых показателей. Подорожание могут также признать несправедливым, если оно не сопровождается соответствующим ростом расходов на производство и реализацию, говорится в документе.
Для оценки расходов бизнеса ФАС предложила проводить «факторный анализ» затрат на базе бухгалтерского и оперативно-технического учета, а также прейскуранта за три года. Среди значимых факторов, влияющих на затраты, служба назвала изменение объемов реализуемой продукции, соотношение постоянных и переменных затрат, изменение закупочных цен, тарифов на материалы и выполненные работы, оплату труда и численности персонала. Также в документе предлагается учитывать сезонные факторы, влияющие на цены.
Подготовленной ФАС методологии предстоит пройти обсуждение в правительстве, а затем в профильных министерствах, отметил источник РБК на потребительском рынке. В правительстве запрос издания перенаправили в ФАС. В антимонопольной службе и Минпромторге отказались от комментариев.
Действующее законодательство уже предусматривает инструменты для стабилизации цен, заявил РБК председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; включает X5 Group, «Магнит», «Азбуку вкуса» и др.) Игорь Караваев. Введение дополнительных механизмов ассоциация считает избыточным, а инициатива ФАС приведет к «серьезному повышению административной нагрузки на бизнес, поскольку бремя доказательства обоснованности роста цен ляжет на участников рынка», подчеркнул он.