К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Автомобиль снова роскошь: почему в России падают продажи машин с пробегом

Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Фото Сергея Бобылева / ТАСС
Продажи автомобилей с пробегом в России снижаются несколько месяцев подряд. Дело не в том, что россияне разлюбили проверенные временем транспортные средства. По мнению экспертов, к падению продаж привели существенное сокращение предложения, заградительные ставки по автокредитам и нежелание автовладельцев расставаться со своими машинами. Будет ли преодолен дефицит на рынке авто с пробегом?

Объемы продаж автомобилей с пробегом в России падают начиная с лета 2023 года: впервые рынок вышел в минус в ноябре 2023 года — 0,5% год к году, в декабре упал уже на 10,5% и в январе 2024 — еще на 10,1%. «Пик продаж пришелся на август, когда было продано более 551 300 автомобилей с пробегом, а далее с каждым месяцем объемы снижались», — напоминает руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов. 

Количество автомобилей с пробегом, которое купили россияне в январе, снизилось на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом говорится в сообщении аналитического агентства «Автостат». Всего за январь 2024 года россияне приобрели 324 717 легковых автомобилей с пробегом. В лидерах — Lada, Toyota, Kia, Hyundai и Nissan.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Ограниченный ввоз

Почему же падают продажи? Тимерханов из «Автостата» перечислил несколько причин. «Из-за запрета ввоза определенных категорий транспортных средств из Японии и новой ставки утильсбора в Россию импортируют меньше автомобилей с пробегом, соответственно, на рынок выходит меньше машин. Проще говоря, меньше выбора — меньше регистраций», — говорит он.

 

Запрет на поставки в Россию автомобилей из Японии (речь шла о машинах с объемом двигателя более 1,9 л — и гибридных, и электромоделях) действует с августа 2023 года. По данным «Автостата», более половины подержанных машин в Россию привозили именно из этой страны.

«Запрет определенно повлиял на рынок, ведь на Японию приходилось около 60% ввезенных в Россию авто с пробегом, — соглашается директор направления автомобилей с пробегом автомобильного маркетплейса Fresh Максим Солодовник. — Кроме того, существенно сократились объемы ввоза авто с пробегом через территорию Армении, Грузии, Казахстана из-за вторичных санкций. Если количество предложений на «вторичке» не вырастет, отрицательная динамика сохранится надолго, хотя постепенно дефицит авто с пробегом из Японии и Кореи будет замещаться ассортиментом из Китая и стран ЕС. Но есть еще и новый утильсбор».

 

Новые правила утильсбора, вступившие в силу в августе и в октябре 2023 года, были призваны усложнить жизнь перекупщиков, ввозящих в Россию автомобили из стран ЕАЭС для перепродажи фактически в рамках параллельного импорта, но обернулись ударом по добросовестным автовладельцам. При регистрации транспорта в России от некоторых из них потребовали уплатить утильсбор равный, а иногда и превышающий стоимость самого авто.

«Зная, что будет запрет и новый утильсбор, импортеры старались ввезти заранее больше машин, которые потом поступали на рынок,  — говорит Тимерханов. — Сейчас этого нет, так как спрос выработан в июле 2023 года, когда импорт б/у легковых машин был на пике (около 51 300 штук). В августе он снизился до 32 000, а потом ежемесячно составлял менее 25 000».

Ужесточение правил параллельного ввоза еще не закончилось. С 1 апреля для автомобилей, ввозимых из стран ЕАЭС, куда входят Россия, Киргизия, Казахстан, Армения и Белоруссия, начнут действовать новые правила расчета платежа за ввоз. Те налоги и сборы, которые ввозящий автомобиль из стран ЕАЭС недоплатил из-за низкой таможенной стоимости, будут учитываться в составе утилизационного сбора. Таким образом, преимущество ввоза машин из этих стран исчезнет. 

 

«Многие частные брокеры возили иномарки и растаможивали их по льготным ставкам в Киргизии или Казахстане, а потом отправляли машины на перепродажу в Россию, — поясняет Forbes представитель компании, привозящей авто на заказ из Европы. — Теперь этой схеме придет конец. По идее, страны-соседи должны будут делиться информацией об автомобилях, которых растаможивают, и взимаемых при этом пошлинах. На ввезенные по льготным ставкам авто, предназначенные для перепродажи в Россию, таможенные органы будут вправе доначислить разницу в таможенной пошлине по своим тарифам». По просьбе Forbes специалисты «Автостата» подсчитали, что в 2022 году в Россию ввезли порядка 260 000 автомобилей с пробегом, тогда как в 2023-м — более 1 млн.

Цены и кредиты

Второй важной причиной падения продаж автомобилей с пробегом, по словам Тимерханова из «Автостата», закономерно стал рост цен. «В 2023 году средневзвешенная цена б/у легкового автомобиля выросла на 17%, до 1 млн рублей. Это не способствует покупательской активности», — говорит он. «По нашей оценке, по итогам декабря 2023 года средняя стоимость автомобиля на вторичном рынке составила примерно 1,6 млн рублей, рост за прошлый год более 30%», — добавляет Солодовник из Fresh.

«Рост цен был разным в разных ценовых сегментах, — уточняет заместитель генерального директора по автомобилям с пробегом «Автодом» и «Автоспеццентр» Владимир Желобов. — В премиум-сегменте рост составил примерно 11-12%, в массовом — до 25%, средний показатель — около 17%. Уход рынка в дефицит, влияние внешних и внутренних экономических факторов, курсовые разницы, инфляция и, наконец, размер ключевой ставки влияют на увеличение стоимости для потребителя. Когда ключевая ставка была на уровне 7-8%, ставка автокредитов была в районе 15%. Сейчас ключевая ставка 16%, соответственно, ставка по кредиту — от 21-23%».

«Цены —  важный фактор, влияющий на динамику рынка, а на них влияют высокие кредитные ставки, — соглашается заместитель генерального директора по направлению автомобилей с пробегом «Авилон» Роман Титов. — Например, в конце 2023 года клиенты стали менее активно брать кредиты из-за роста ставок (от 25%)». Хотя, признает он, есть немалая часть клиентов, которые боятся нового роста цен и спешат приобрести автомобиль сейчас.

Вместе с тем, по мнению Титова, поведение и предпочтения покупателей автомобилей с пробегом не претерпели значительных изменений: в течение 2023 года наибольшим спросом пользовались автомобили стоимостью от 2 млн до 4 млн рублей. «Речь идет о таких популярных моделях, как KiA Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, а также об автомобилях, подходящих для лизинга, — это Lada, Chery, Geely, Haval и Exeed», — поясняет Титов.

 

«Наиболее востребованными на вторичном рынке остались бессменные лидеры продаж авто с пробегом: Toyota Corolla, Toyota Camry, Lada Priora, Lada Samara и Lada 2107, среди внедорожников — модели Niva. Также хороший результат показали новички рейтинга: Nissan Sunny и Toyota Mark II», — добавляет Солодовник. «Наибольшим спросом пользуются автомобили с небольшим пробегом, без кузовных повреждений, с минимальным сроком владения. В любом сегменте могут быть автомобили как в хорошем состоянии, так и в плохом, это зависит от условий эксплуатации, поэтому бренд значения не имеет», — заключает Желобов.

С любимыми не расставайтесь

Наконец, еще одна причина снижения продаж, по мнению Тимерханова из «Автостата», заключается в том, что россияне попросту не хотят расставаться со своим автомобилем. «Вырос средний срок владения автомобилем, то есть люди стали меньше выставлять машины на продажу, — рассказывает он. — Например, в 2019 году средний срок владения легковым автомобилем был 6,7 года, в 2022-м этот показатель составлял уже 6,8 года, а в 2023 году вообще 7,1 года». В 2023 году россияне откладывали покупку автомобиля чаще, чем в 2021 году, следует из данных опроса Б1. Из-за геополитической ситуации 8% опрошенных вовсе отказались от покупки, еще 57% отложили ее на один–два года. В итоге доля желающих обновить автомобиль в следующие пять лет снизилась на 11 п. п. по сравнению с докризисным 2021 годом — до 78%.

«Средний срок владения автомобилем в России постепенно увеличивается до 12-15 лет», — заключает Солодовник из Fresh.  

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+