РБК сообщил о выкупе Россией 165 самолетов у иностранных лизингодателей
Российские авиакомпании выкупили 165 самолетов у иностранных лизингодателей за 2023 год и начало 2024-го, подсчитал РБК. Это около 40% от оставленного в России западного флота. Эксперты считают, что этого достаточно, чтобы удовлетворить спрос на международные перевозки
Российские авиакомпании выкупили 165 самолетов у иностранных лизингодателей за 2023 год и начало 2024-го, пишет РБК со ссылкой на открытые данные и данные источников. Это около 40% от всего принадлежащего западным лизингодателям парка, оставшегося в России. Минтранс отказался от комментариев изданию. РБК также направил запрос в Минэкономразвития.
При этом «Аэрофлот» урегулировал споры со своими лизингодателями в общей сложности по 93 самолетам. В декабре 2022-го авиагруппа выкупила десять самолетов Boeing 777. В сентябре 2023 года «Аэрофлот» переоформил в российскую собственность 18 самолетов и пять авиационных двигателей ирландской компании AerCap. В октябре того же года группа тремя сделками выкупила 30 самолетов. В декабре 2023-го «Аэрофлот» урегулировал отношения еще по 28 лайнерам. В феврале 2024-го авиагруппа урегулировала спор по лизингу семи воздушных судов с двумя группами иностранных лизингодателей. Тогда же в «Аэрофлоте» отметили, что группа продолжает переговоры об урегулировании имеющихся требований с другими лизингодателями воздушных судов иностранного производства.
Право собственности на выкупаемые суда переходит в государственную страховую компанию НСК, которой принадлежит лизинговая «НЛК-Финанс». Через нее самолеты оформляются в лизинг российским авиакомпаниям. НСК контролируется подведомственным Росавиации ФГУП «Администрация гражданских аэропортов».
Собеседник РБК в кабмине сообщил, что выделенный на выкуп самолетов лимит средств ФНБ в размере 300 млрд рублей исчерпан. В конце декабря 2023-го «Коммерсантъ» писал, что эти средства были практически исчерпаны. На тот момент, по данным газеты, в бюджете на эти цели оставалось 3,5 млрд рублей. Тогда же «Коммерсантъ» отмечал, что на конец декабря у иностранных лизингодателей были выкуплены 150 самолетов, из которых 86 приходились на «Аэрофлот», получивший из ФНБ 250–270 млрд рублей.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев рассказал РБК, что выкупленного количества самолетов достаточно для того, чтобы обеспечить удовлетворение спроса на международные перевозки. «Тем более что проблема «двойной регистрации» судов существовала не на всех международных маршрутах», — отметил он. При этом, по его мнению, дальнейшее выделение государственных средств на выкуп, который еще не окончен, маловероятно.
В марте 2023-го министр транспорта Виталий Савельев сообщал, что на выкуп самолетов у иностранных лизингодателей правительство выделило из ФНБ около 300 млрд рублей. Газета «Ведомости» в августе того же года писала, что в рамках сделок по урегулированию используется схема, не нарушающая санкции Запада: средства из ФНБ поступают на счета российских авиакомпаний, потом на счета контрагента в нейтральной стране, затем в депозитарный центр страны регистрации зарубежной лизинговой компании и после этого — на счета зарубежного лизингодателя, владеющего самолетом. Авиакомпании получали из ФНБ средства в качестве льготного займа по ставке 1,5% на 15 лет, отмечал «Коммерсантъ».