К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Азия вылечит: зачем индийская фарма строит в России свои заводы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
На российском фармацевтическом рынке могут появиться сразу несколько предприятий индийских компаний. За 2023 год четыре компании заключили соглашения с властями российских регионов о строительстве производств. Речь идет о компаниях второго эшелона, поскольку крупные игроки из Индии работали здесь еще во времена СССР, но переориентация российской экономики на Восток создала перспективы и для небольших индийских компаний

«Индию называют аптекой мира», — говорила в декабре 2023 года генеральный директор предприятия «ПСК Фарма» Евгения Шапиро. Теперь эта «аптека» двинулась на запад, а именно — в Россию. 

«После 2022 года на [российском] фармрынке происходит разворот в сторону азиатского региона, — объясняет директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. — Это процесс не быстрый, но он уже стартовал, и в ближайшие годы, я думаю, будет одной из определяющих тенденций развития российского рынка. Речь идет как о представленности [в России] фармпродуктов из Индии, Турции, Ирака и других стран Востока, так и о создании новых производств и покупке действующих активов».

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Индийская доля

Какова сейчас доля индийской фармы на российском рынке? Беспалов из RNC Pharma считает, что, анализируя рынок, «надо отдельно рассматривать поставки в страну индийских препаратов, отдельно — производственные проекты, которые созданы в России индийскими производителями, а также проекты, которые принадлежат этническим индусам». К последним можно, например, отнести компании «Фармасинтез» и «Русбиофарм» («ПСК Фарма») и некоторые другие. Их, по его мнению, можно не учитывать вместе с индийскими. «Это российские компании, они построены в России, принадлежат российским владельцам», — напоминает Беспалов. Собственник «Фармасинтеза» Викрам Пуния и Пуния Сатия Карм, владелец «Русбиофарм», — граждане России, хотя и родились в Индии.

 

Аналитики RNC по просьбе Forbes подсчитали, что общая рыночная доля чисто индийских компаний, без «Фармасинтеза», «Русбиофарма» и подобных, но с учетом локальных предприятий в России, составляет по итогам января-октября 2023 года около 3,2% в денежном выражении и порядка 4,7% в натуральном от общего объема российского фармрынка. Это примерно 63,1 млрд рублей (в ценах дистрибьюторов, включая НДС) и порядка 224,4 млн упаковок. Результаты за полный 2023 год в RNC пока не подсчитаны. 

Большую ли долю занимают индийцы на российском рынке? Для сравнения Беспалов из RNC Pharma подсчитал, что абсолютным лидером с точки зрения денежного объема продаж в России в 2023 году была компания Novartis (штаб квартира в Швейцарии, 4,5% в денежном выражении от общего объема российского рынка), второе место у AstraZeneca (Великобритания, 3,3%), на третьем — Roche (Швейцария, 3,2%). Все это транснациональные корпорации, которые ведут поставки с десятков заводов в разных странах, в том числе часть ассортимента производится в России. Рейтинг стран-поставщиков по юридической принадлежности компаний возглавляют США (9,9%), потом — Германия (9,8%), затем — Швейцария (8,5%). Фактически же крупнейший поставщик лекарственных препаратов в нашу страну — Германия, в которой расположено значительное количество предприятий ряда компаний из других стран (Франции, США и др.).

 

Планируемая экспансия

2023 год был богат на договоренности между фармкомпаниями из Индии и российскими регионами. В июне на Петербургском международном экономическом форуме компания «Саффарм» — совместное предприятие индийской Safecon Lifesciences (60%) и «Биофармацевтического центра» (40%), принадлежащего индийской же Avicare Bio Science, — подписала соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики и администрацией Мурманской области о строительстве в регионе производства с инвестициями более 9 млрд рублей. Позднее было объявлено, что соинвестором выступит Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Там же, на форуме, индийская Advanced Lifescience, уже не первая в России компания предпринимателя Раджеша Шармы, согласовала с Московской областью строительство в особой экономической зоне «Дубна» завода с центром разработки лекарственных препаратов, в который планирует вложить свыше 1 млрд рублей.

Парад индийских фармацевтов продолжился в сентябре. На встрече с губернатором Ставропольского края Владимиром Владимировым представители AJ Trust Educational Consultancy заявили, что готовы построить в крае завод — объем инвестиций снова свыше 1 млрд рублей. И примерно в те же дни руководство фирмы Virend International встречалось с правительством Чеченской Республики с предложением открыть там свой завод, вложить в который собиралось также 1 млрд рублей. 

«Запуск индийских проектов, о которых сейчас объявляют регионы, — это компании второго эшелона, увидевшие, что кто-то из больших фармацевтических фирм уходит из России и решивших: «Вот сейчас мы займем их место», — говорит попросивший об анонимности топ-менеджер крупного российского фармдистрибьютора.

 

Почему индийские фармкомпании средней руки так активно стали создавать свои предприятия в России? «На мой взгляд, стимулом для нового витка инвестиций индийских компаний в развитие фармпроизводств в России стали два фактора, — говорит Forbes основатель и генеральный директор группы компаний Advanced Раджеш Шарма. — Во-первых, прекратили или существенно ограничили свою инвестиционную активность западные фармацевтические компании, а во-вторых, Индия накопила огромный опыт в развитии современных фармпроизводств и перешла к стадии активного трансферта своих технологий в другие страны, в том числе в Россию». 

Топ-менеджер крупного российского дистрибьютора согласен: «Локальное производство — это исключительно история о государственной закупке жизненно важных препаратов, потому что локализация дает преференции. Индийцы как производители дженериков рассчитывают, что смогут за счет конкурентной цены на сырье и субстанции предложить хорошие цены на готовые продукты. Это нормальная модель бизнеса». 

Импорт и производство

59-летний Раджеш Шарма из Advanced приехал в Москву еще в 1991 году как глава международного представительства Индийской многонациональной корпорации. «Российская экономика не только переходила тогда к рыночной модели, но и открывалась для зарубежных компаний, инвестиций», — вспоминает он. Через три года, в 1994 году, увидев большой запрос индийских компаний на поиск российских партнеров, он создал Индийский бизнес альянс — одну из первых российско-индийских бизнес-ассоциаций. Собственный бизнес Шарма начал с импорта индийских лекарств от туберкулеза, и в 2003 году зарегистрировал компанию Advanced Trading, превратившуюся постепенно в разветвленный холдинг.

«Я решил сокращать долю импорта и развивать собственное производство, — рассказывает Шарма. — И в 2016 году мы приступили к строительству первого производственного комплекса в Белгородской области». Завод запустили в 2018 году, инвестировав в него 1,3 млрд рублей собственных средств, и сейчас его мощность составляет 1 млрд штук таблеток в год. «Мы входим в топ-3 российских поставщиков противотуберкулезных препаратов на госпитальный рынок», — говорит предприниматель. В 2022 году, по данным системы «СПАРК Интерфакс», Advanced Trading заключила 318 госконтрактов на сумму 1,5 млрд рублей при выручке 2 млрд рублей. Шарма уверяет, что побеждает в государственных тендерах без помощи личных контактов с федеральными и региональными чиновниками. «В России работают десятки крупных предприятий, выпускающих лекарственные препараты для терапии туберкулеза, и рынок очень конкурентный, — признает он. — Но никаких специальных преференций для отдельных компаний не создается».

В 2019 году Advanced купила убыточный завод по производству парентеральных (вводимых подкожно, внутримышечно, внутривенно) лекарственных средств в поселке Куеда Пермской области. В 2022 году Advanced, инвестировав 100 млн рублей, вывела предприятие на полную мощность по производству инъекционных растворов для лечения туберкулеза, ВИЧ, гепатита; в том же году убыточный прежде завод получил прибыль в 13 млн рублей (данные СПАРК). А в 2023 году группа запустила в Белгородской области еще одно предприятие: завод по выпуску активных фармацевтических субстанций (то есть активных действующих веществ, из которых производят лекарственные препараты и которые определяют их эффективность. — Forbes). «Планируем через год выйти на производство 50 т субстанции в год, а затем мощность предприятия будет увеличена», — рассказывает Шарма. По его словам, «цель группы — удвоить за три года производственные мощности действующих предприятий и увеличить перечень выпускаемых лекарственных средств как минимум вдвое». На новой площадке в особой экономической зоне «Дубна» в Московской области Advanced планирует к 2027 году построить современное производство высокоэффективных противоонкологических препаратов, говорит глава Шарма. По его словам, инвестиции в этот проект составят не менее 1,1 млрд рублей.

 

По подсчетам RNC Pharma, в январе-октябре 2023 года Advanced увеличила объем продаж на 45% в рублях и в 2,3 раза в упаковках. «Компания очень серьезно расширила ассортимент и наращивает продажи продуктов», — комментирует Беспалов из RNC Pharma.

Планы на миллиарды

Пока что крупнейший объем инвестиций среди новых проектов заявлен компанией «Саффарм» в Мурманской области. Предполагается, что компания будет производить импортозамещающие лекарства: антибиотики, вакцины, витамины, аминокислоты, гормональные и онкопрепараты. Строительство предприятия площадью 14 500 кв. м рассчитано на три года, и в конце этого периода мощность проекта составит более 1,3 млрд единиц лекарственных средств и 1800 т активных фармацевтических ингредиентов с возможностью дальнейшего наращивания до 6000 т в год.

«Запуск предприятий в Мурманской области даст возможность выпускать новые фармацевтические продукты, которые ранее не производились на территории России, что позволит расширить перечень доступных препаратов и снизить зависимость от иностранных поставок, — рассказал в официальном сообщении генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев. — Таким образом, инвестиционный проект вносит важный вклад в обеспечение лекарственного суверенитета России».

На вопросы Forbes в РФПИ не ответили. В администрации Мурманской области Forbes сообщили, что «компания получила статус резидента Арктической зоны России и сможет претендовать на все доступные резидентам меры поддержки: сниженные ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество, субсидирование страховых взносов, а также целый ряд административных преференций, таких, например, как получение земельного участка без проведения процедуры торгов». Проекту подбирают возможные земельные участки, отметили в администрации.

 

Топ-менеджер крупной дистрибьюторской компании объяснил Forbes, что большая, чем у остальных проектов, сумма инвестиций в «Саффарм» связана с тем, что его осуществление будет разбито на несколько этапов по уровню сложности. «Потратить 10 млрд рублей на твердые лекарственные формы — это слишком много, — говорит он. — 1,3 млрд таблеток или капсул — это всего 130 млн упаковок, а вот производство субстанций, гормональных лекарственных препаратов требует дополнительной степени защиты персонала, которая стоит сильно дороже, чем производство готовых форм. С гормонами это, наверное, правильное решение, потому что в России не много производится гормонов, это относительно менее конкурентный и более рентабельный рынок. Наверное, поэтому и РФПИ притянули туда». Тем не менее, считает он, в размещении проекта в Мурманске есть риски: там нет других фармпроизводств, нет подготовленных людей, технологов, которые могут все построить.

В администрациях Ставропольского края, где планировала открыть производство AJ Trust Educational Consultancy, и в правительстве Чеченской республики, в которой хотела построить завод Virend International, на запросы Forbes не ответили. Обещанные комментарии не предоставили до сдачи статьи и в Индийском бизнес-альянсе.

Представленное только в России производство Virend, по данным RNC Pharma, выросло с января по октябрь 2023 года на 29% в рублях (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) и сократило натуральный объем на 43%. «Они активно наращивали продажи достаточно дорогих позиций (в частности, таких препаратов, как антибиотик широкого спектра «Теризидон», антибактериальное средство «Верпас-СР» и ряд других позиций) и сокращали продажи дешевого ассортимента, например антибиотика «Цефтриаксона», — резюмирует Беспалов RNC Pharma.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+