«Коммерсантъ» узнал об условиях для «БТС-Моста» по стройке тоннелей и моста для БАМ-3
«БТС-Мост» построит три дорогостоящих тоннеля и мост через Амур по схеме EPCF на третьем этапе развития БАМа и Транссиба (расширение провозной способности до 255 млн тонн), выяснил «Коммерсантъ». «БТС-Мосту» придется взять на себя обязательства по финансированию удорожания проекта, который оценивается в сумму около 500 млрд рублей
«БТС-Мост» Руслана Байсарова будет строить четыре крупных объекта на БАМ-3 стоимостью около 500 млрд рублей. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собеседника, который знаком с перечнем поручений президента от 30 декабря. До 31 марта правительству вместе с РЖД и «БТС-Мостом» поручено обеспечить заключение «договоров генерального подряда с условием отсрочки платежа» на строительство вторых Северомуйского, Кодарского и Кузнецовского тоннелей и моста через Амур, рассказал источник газеты.
В поручении оговаривается, что сторонам надо предварительно уточнить финансовую модель, сроки и стоимость строительства, а за подрядчиком закрепить обязательства по финансированию возможного удорожания этих объектов. В «БТС-Мосту» не пояснили, готова ли компания выполнить условие. В РЖД от комментариев отказались. Создание дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей и моста через Амур потребуется на финальной стадии третьего этапа расширения БАМа и Транссиба, второй этап завершается в 2024 году, отмечает газета.
Издание напоминает, что объекты-дублеры «БТС-Мост» и Газпромбанк планируют построить через EPCF-контракт: ОАО РЖД заключит с «БТС-Мостом» договор генерального подряда, подрядчик привлечет кредиты, а потом РЖД погасят их с учетом процентов. Стоимость третьего этапа, по оценкам ведомств, составит около 2,7 трлн рублей, в том числе 471 млрд рублей — объекты EPCF. Паспорт БАМ-3 должен быть утвержден до конца марта, пишет «Коммерсантъ».
По данным газеты, Федеральной антимонопольной службе президент поручил совместно с профильными ведомствами и РЖД представить предложения по тарифным решениям для финансирования инвестиционной программы. По словам собеседника, особое внимание нужно обратить на «финансово-экономическое состояние грузоотправителей и конечную цену перевозимых товаров, изменение структуры движения грузов по отдельным направлениям и тарифов на электроэнергию».
По поручениям надо до 1 сентября принять изменения в законодательство, которые бессрочно продляют льготную ставку налога на имущество для путей общего пользования (1,6% — до 2026 года по действующей норме), отмечает издание. До 2033 года будут также продлеваться сроки применения особенностей реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, предусмотренные соответствующим законом. Эти нормы позволяют быстрее проектировать и строить приоритетные объекты.
Еще одной мерой в пользу БАМ-3 станет продление до 2045 года срока программы капитального ремонта железнодорожных путей. Программа была принята в конце 2022 года со сметой порядка 7,6 трлн рублей на срок до 2035 года. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что в поручениях «прослеживается курс на оптимизацию планов по БАМ-3 и приведение его к реалиям». Многое «подчинено мысли о том, что одновременно столько строить, везти и ремонтировать невозможно». Для РЖД выгодно переложить бремя финансирования этих объектов на концессионера, отметил Бурмистров: через 10 лет, когда средства нужно будет возвращать, есть вероятность прекращения «специальной военной операции»*, изменения санкционного фона и снижения ставки.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.