К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Играя на гармошке: как на народном инструменте заработать 300 млн рублей в год

Юрий Брызжев пережил на предприятии и расцвет 1970-х, и упадок 1990-х
Юрий Брызжев пережил на предприятии и расцвет 1970-х, и упадок 1990-х
Выдержав конкуренцию с магнитофонами в 1980-х, едва не погибнув от рухнувшего спроса в 1990-х, производство тульской гармони возродилось в 2000-х. Сегодня компания «Тульская гармонь» выпускает шесть десятков моделей гармоней, баянов и аккордеонов — от детских до профессиональных. Тульская продукция занимает около 80% российского рынка, давая 300 млн рублей годового оборота. Почти все комплектующие компания до сих пор выпускает самостоятельно, а корпуса инструментов расписывают вручную. О том, как удалось возродить предприятие и почему гармошки и баяны снова популярны — в материале Forbes

По словам генерального директора компании «Тульская гармонь» Юрия Брызжева, первые гармоники, так называемые пятиклапанки, в Туле начали выпускать с 1830 года предприятиями купцов Воронцовых, Киселевых и других предпринимателей. В 1930 году открылась «Тульская гармонная фабрика», в 1935 году — «Тульская баянная фабрика». А в 1960-х эти две фабрики, а заодно и третью, занимающуюся духовыми инструментами, слили в «Тульское объединение по производству музыкальных инструментов «Мелодия».

«Собственно, в «Мелодию» я и пришел работать в 1972 году на должность техника-конструктора — чертил на кульмане, — вспоминает Юрий Брызжев. — Тогда я был студентом-вечерником». В 1973 году он ушел в армию, в 1975 году вернулся на предприятие. После получения диплома его перевели в инженеры-конструкторы, в 2013 году, пройдя ряд назначений, он занял кресло генерального директора.

«В 1960–1970-е в ассортименте было всего-то пять-шесть моделей, но это время расцвета — ежегодно выпускали по 60 000 баянов и 100 000 гармошек, — ставит точку отсчета Брызжев. — Пока не были распространены проигрыватели-радиолы, магнитофоны, народ развлекался инструментами».

 

В 1970–1980-х по мере падения спроса в ассортимент добавились электроорганы, усилители, колонки. С 1993 года начался резкий обвал. Производство электроники умерло почти сразу — примитивные тульские усилители не могли конкурировать со ставшими доступными японскими марками. Потом очередь дошла до основной продукции. Если в лучшие годы в «Мелодии» работали 5000 человек, то к 1997 году осталось всего 50. Месячный объем производства составлял буквально единицы. «Помню, продадим одну гармошку и сразу делим деньги, чтобы продукты купить хотя бы», — говорит Юрий Брызжев.  

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

В 1999 году предприятие признали банкротом. После конкурсного управления из четырех площадок осталась лишь одна, на которой гармошки-баяны вообще не выпускали — с 1960-х делали корпуса и детали пианино. Купила ее в 2000 году компания OWK, которая тогда в России занималась упаковкой пищевой, фармацевтической и парфюмерной продукции. «У нас они разместили складские помещения, но зато оплатили ремонт, завоз сюда и монтаж производственного оборудования с оставленных площадок, — объясняет Брызжев. — И с 2000 года мы называемся «Тульская гармонь». В 2008 году OWK «Тульскую гармонь» продала, назвать нового собственника Юрий Брызжев отказался.

 

Все свое, все сами

В музее фабрики выставлены инструменты, выпущенные в разные эпохи, — от оформленных росписью и медью до строгих с пластиком. Однако и внутри они тоже абсолютно разные. По словам Брызжева, развивающиеся технологии позволили добавить под меха гармоник много нового — современный инструмент стал гораздо сложнее и дает больше возможностей музыканту. Где и когда впервые появились язычковые инструменты в формате гармоники, доподлинно неизвестно. Зато, по словам Бызжева, баян считается русским изобретением.

«Гармонь не имеет хроматического ряда — последовательных полутонов, как на фортепьяно. На ней нельзя сыграть по нотам, написанным для симфонического оркестра, — объясняет Юрий Брызжев. — В XIX веке наш тульский гармонист Николай Белобородов создал хроматическую двухрядную гармонику. Гармоника с хроматическим рядом называется баян. То есть баян — это русское изобретение, сделанное в Туле». Аккордеон — та же хроматическая гармоника, но звучит немного иначе, более разливисто. «Аккордеоны появились в Европе — лучшие в мире до сих пор производят в Италии. А лучшие баяны — это наши инструменты», — уверяет Брызжев.

Опытный настройщик доверяет своему уху больше, чем компьютеру (Фото Валерия Нистратова для Forbes)

За 25 лет качество изделий выросло. Да и технологии производства, конечно, изменились — в частности, появились станки с ЧПУ. При этом локализация сохранилась на 100% — производство и сегодня полного цикла. Здесь высушивают и распиливают фанеру или брус, вытачивают металл, режут картон, кроят ткань на обшивку мехов. Даже кнопки-клавиши прессуют из пластика сами. Расписывают корпуса вручную. Древесина на корпуса, картон на меха и ткань для их обшивки — отечественные. Только специальный целлулоид (из-за вредности производства) и некоторые варианты кожи для отделки корпусов из Китая. Бросающаяся в глаза инновация — звучание язычков настраивают по компьютеру. Впрочем, это только на промежуточном этапе — на финальном контроле сидит опытный настройщик, доверяющий исключительно собственному уху.

 

 В 2005 году на более-менее восстановленной фабрике работало до 80 человек, выпускавших около 30 гармоник в месяц.  Сейчас сотрудников уже 200, а ежемесячное производство составляет 350–380 гармоник. При этом в ассортименте уже не шесть, а 60 моделей — от сувенирных и детских до профессиональных, с которыми выигрывают международные музыкальные конкурсы. Средняя серийная гармонь тульской фабрики стоит около 80 000 рублей, заказная до 500 000 рублей. Баяны же доходят до 800 000 рублей. В 2017 году на предприятии освоили производство пианино и теперь ежегодно выпускают по 70 штук.

Музыка бюджета

Инструменты заказывают и профессиональные музыканты за собственные деньги. Но главные потребители продукции — музыкальные школы, дома культуры и прочие бюджетные учреждения. «С 1990 по 2000 год обновления музыкальных инструментов в организациях образования, культуры почти не было, — вспоминает Брызжев. — Фабрики гармоник в России закрылись. И все потенциальные потребители вообще забыли о нашем существовании. Поэтому, когда мы в 2000 году перезапустили производство, пришлось создавать сбыт заново». По его словам, основной рост пришелся на 2017–2018 годы, когда заработали федеральные программы поддержки культуры. Потенциальный бюджетный рынок Брызжев описывает как 5000 музыкальных школ и десятки колледжей и высших учебных заведений. В 2019 году выручка компании составила почти полмиллиарда рублей. Сейчас годовой оборот, по словам Брызжева, около 300 млн рублей.  

Как рассказывала ТАСС заместитель министра культуры Ольга Ярилова, число учащихся в музыкальных школах России за пять лет (с 2017 по 2022 год) выросло на 20% и составило 1,8 млн человек. По данным Минкультуры, в учебном 2020/21 году в детских школах искусств больше всего обучалось по классу фортепьяно — 269 831 человек. Народные инструменты, куда входят гармонь и баян, на втором месте — 209 102.  

Правда, после массового обновления материальной базы несколько лет назад школы темп закупок заметно сбавили. «Сейчас в России ежегодно продается около 5000–5500 штук гармоник, из которых около 4000 выпускаем мы и 1000–1500 — все остальные российские фабрики, — говорит Брызжев. — Кроме нас, гармони выпускают в Ивановской области «Шуйская гармонь», две фирмы в Москве, одна в Воронеже. Есть «Саратовская гармонь». Во Владикавказе производят кавказскую гармонь, но она немного иная».    

Европейские баяны и гармони на российском рынке также присутствуют. Но у них другой настрой — привыкшему к русскому инструменту придется переучиваться. Что касается аккордеонов, то их в России выпускается очень мало — 70% профессиональных музыкантов приобретают итальянские.

 

Конечно, инструменты покупают не только музыкальные школы, но и родители учеников для домашних занятий. Однако существенная доля этого спроса закрывается гигантским вторичным рынком. 

 От концерта до бани

«Сегодня мода на гармонь возвращается, — рассказывает Юрий Брызжев. — Во-первых, на академическом уровне — классы гармони появились в высших музыкальных образовательных учреждениях. Это уже не младший брат баяна, а самостоятельный инструмент со своей техникой исполнения. Во-вторых, сегодня мы наблюдаем рост интереса среди любителей». Как рассказал Forbes профессиональный гармонист, лауреат международных конкурсов, старший преподаватель Российской академии музыки им. Гнесиных Павел Уханов, в этом вузе класс гармони появился в 2013 году.

«Когда гармонь только появилась в начале XIX века, она все время совершенствовалась. А когда появился баян, то про гармонь забыли. Но в последние годы все изменилось: если в СССР фабрики выпускали три вида гармошек, то сейчас уже 15, — комментирует  Павел Уханов. — Только за последние 10 лет гармони сильно подорожали. И связано это не столько с инфляцией, сколько с изменениями самого инструмента — это уже совсем другие гармони. И на них можно сыграть что угодно, даже симфоническую музыку».

По словам Уханова, язычковые инструменты звучат у популярных артистов — мы просто не обращаем внимания. Например, баян есть у «Мумий Тролля», у Стаса Михайлова и других известных исполнителей.

 
Ручная роспись — дань традиции (Фото Валерия Нистратова для Forbes)

В начале 2023 года анонсировалось, что до конца года в рамках нацпроекта «Культура» будет потрачено 54 млрд рублей.  Министр культуры Ольга Любимова сообщала, что на эти деньги в том числе оснастят более 313 детских школ искусств и училищ новыми музыкальными инструментами.

«Но деньги по этой программе выделяются на закупку лишь отечественной продукции, — поясняет Сергей Капралов, заместитель генерального директора компании-поставщика музыкальных инструментов «Музаккорд». — А у нас реально массово производит только Тула. «Воронежская фабрика музыкальных инструментов АККО» делает штучную продукцию под индивидуальный заказ — хорошие инструменты ручной работы, но срок получения заказа год-два. А московская фирма «Юпитер», бывшая экспериментальная фабрика музыкальных инструментов, частично перевела производство в Северную Корею». По его оценкам, для музыкальных школ закупают баяны или аккордеоны в среднем за 150 000–200 000 рублей, для училищ — 500 000 рублей, для высших учебных заведений инструменты нужны уже концертного уровня — от 1 млн рублей.

Локализация на предприятии сохраняется на уровне 100% — производство и сегодня полного цикла (Фото Валерия Нистратова для Forbes)

«Когда-то баян ассоциировался с деревней, завалинкой и песенками типа «Василек-Василек», которые разучивали в школе, — комментирует баянист и композитор, лауреат международных конкурсов Айдар Гайнуллин. — Перелом наступил, думаю, еще в 1990-х на фоне популярной тогда «Ламбады» — в ней звучит латиноамериканский собрат баяна. После этого родители снова начали отдавать детей учиться играть на этом инструменте». Сам Айдар Гайнуллин исполняет на баяне даже сюиты Чайковского: выступает и соло, и с симфоническим оркестром. А может на своем инструменте играть и «электронику». «Широкие возможности инструмента изменили его восприятие в глазах молодежи», — поясняет Гайнуллин. Он  отмечает, что последние годы растет спрос на живой звук, аутентичные песни. 

Это наблюдение подтверждает и Юрий Брызжев, указывая, как все больше и участников, и зрителей набирают фестивали баяна и гармошки. Обустроенный быт — хороший дом, баня, беседка для шашлыков — постепенно привели к спросу на аккомпанемент застольных песен. И гитара здесь не самый подходящий инструмент.

 

«К нам приходят брать частные уроки, как ни странно, в основном люди около 50 лет, — рассказывает артист и преподаватель Владимир Бутусов, основатель салона-мастерской «Баянист». — Кто-то в детстве учился, но в силу обстоятельств не смог продолжить. У других просто что-то в душе шевельнулось. Многие играют не только в компании, но и дома — для себя, в качестве расслабления. Приходят учиться и те, кто умеет играть на гитаре на любительском уровне. Но если простые гитарные аккорды, скорее, аккомпанемент песни, то гармонь можно слушать саму по себе, без слов. И да, последние лет 10 запрос учеников идет не на аккордеон или баян, а именно на гармонь».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+