Страны G7 решили ограничить Россию в использовании «теневого флота»
Страны G7 намерены ограничить Россию в использовании «теневого флота» танкеров для доставки своей нефти, следует из заявления руководителя отдела по работе с предельными ценами на нефть OFSI. Запад хочет вернуть преимущество в транспортировке топлива странам «Большой семерки», которые соблюдают ценовой потолок на российскую нефть. Bloomberg отмечает, что за счет собранного флота Россия перевозит нефть без использования услуг западных стран по страхованию и финансированию, а также без их судов
Страны G7 намерены ограничить возможности России по использованию «теневого флота» танкеров для доставки своей нефти, следует из заявления руководителя отдела по работе с предельными ценами на нефть Управления по осуществлению финансовых санкций Великобритании (OFSI) Ольги Димитреску. Ее слова передает Bloomberg.
Россия собрала флот из сотен танкеров для перевозки своей нефти после установления предельного уровня цен странами G7 и их союзниками, пишет агентство. Это позволило ей транспортировать нефть без использования западных судов, услуг по страховке и финансированию от западных компаний, указывает Bloomberg. Теперь страны, подписавшие соглашение о предельных ценах, пытаются принудить Москву вернуть перевозки западным поставщикам, заявила Димитреску в подкасте с NorthStandard, пишет агентство.
«Мы усложняем России использование ее теневого флота, что, в свою очередь, заставит вернуть больше перевозок во флот G7, где поставщики соблюдают ограничения», — сказала она. По словам Димитреску, в рамках этих усилий ведутся дискуссии с правительствами разных стран о морских и экологических рисках, которые представляет собой «теневой флот». «Во втором квартале мы, скорее всего, активизируем правоприменительную практику и продолжим принимать меры против тех, кто занимается обманными действиями», — добавила она.
В декабре 2023 года Reuters со ссылкой на четырех собеседников, знакомых с обсуждением 12-го пакета санкций ЕС, писал, что Евросоюз отказался от идеи полностью запретить продажу старых танкеров российским компаниям и их использование для обхода нефтяного потолка. По их словам, в последней редакции проекта санкционного пакета запрет заменили на требование к судоходным компаниям сообщать о продажах такого рода. До этого, в ноябре 2023, Financial Times о ссылкой на источники писала, что ЕС поручит Дании проверять и потенциально блокировать танкеры с российской нефтью, которые проходят через ее воды без западной страховки.
В декабре 2022 FT со ссылкой на данные судоходного брокера Braemar писала, что Россия собирает «теневой флот» для обхода западных нефтяных ограничений. По данным газеты, в него тогда входило 100 устаревших танкеров. Из данных энергетической консалтинговой компании Rystad тогда следовало, что в 2022 году Россия собиралась добавить к флоту 103 танкера за счет покупок и перераспределения кораблей, обслуживающих Иран и Венесуэлу.
В марте 2023 CNN писал, что ежемесячно в «теневой флот» России поступает от 25 до 35 судов. Всего, по данным издания, для перевозки российской нефти на тот момент использовалось около 600 танкеров (10% мирового рынка). В конце января того же года в публикации The Economist число используемых танкеров под нефть из России оценивалось в 360 единиц.
Страны G7 договорились о введении потолка цен на нефть из России в сентябре 2022 года. В октябре прошлого года ЕС утвердил, что запрет вступит в силу с 5 декабря 2022 года для сырой нефти и с 5 февраля 2023 года для нефтепродуктов.