Новак заявил о влиянии ситуации в Красном море на стоимость фрахта и танкерный флот
Ситуация в Красном море и конфликт на Ближнем Востоке влияют на стоимость фрахта и создают дефицит танкеров, заявил вице-премьер Александр Новак. По его словам, нужно мониторить ситуацию и быть готовым принимать совместные решения для балансировки рынка. 26 января хуситы в Красном море атаковали танкер, который перевозил нафту российского происхождения
Атаки хуситов в Красном море и конфликт на Ближнем Востоке оказывают влияние на стоимость фрахта и создают дефицит танкеров, заявил вице-премьер Александр Новак в эфире телеканала «Россия 24». «Ведь сегодня торговые отношения и транспортно-логистические цепочки значительно изменились, что влияет, в том числе, и на стоимость фрахта, на недостаток танкеров. Это тоже может влиять на рынок», — сказал он (цитата по «РИА Новости»).
По словам Новака, важно проводить постоянный мониторинг текущей ситуации, чтобы «в любой момент можно было принимать совместные решения по корректировке наших совместных действий, направленных на балансировку рынка».
В ноябре 2023 года йеменские хуситы объявили, что будут атаковать любое судно в Красном море, которое идет под флагом Израиля или принадлежит израильской компании. В то же время по факту атакам подвергались и суда, принадлежащие другим странам и идущие под флагами других государств. Хуситами совершено более 30 нападений, которые затронули свыше 50 государств, а экипажи более чем из 20 стран находились под угрозой или были взяты в заложники, из-за чего 2000 судов вынужденно сменили маршруты, заявляли в середине января власти США.
В результате крупнейшие мировые судоходные компании, в первую очередь контейнерные, в декабре прошлого года заявили о решении перенаправить суда в обход Красного моря — вокруг Африки. Среди них — швейцарская Mediterranean Shipping Company, датская Maersk, немецкая Hapag-Lloyd, французская CMA CGM и ряд других. От перевозок через Красное море также отказалась британская BP, затем к ней присоединилась норвежская Equinor, а в январе поставки через Красное море приостановила англо-голландская Shell. В январе также прекратил отправку танкеров с СПГ в Европу через Красное море один из крупнейших в мире экспортеров СПГ — QatarEnergy.
По данным ведущего эксперта «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, на маршруте между Китаем и Европой стоимость доставки одного контейнера в январе 2024 года составила $6000, в то время как в декабре 2023 она была порядка $2000 за контейнер. Все большее число судоходных компаний меняет свои маршруты, что приводит к увеличению срока доставки на две недели, сообщал он ранее.
Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин в январе говорил, что снижения напряженности в Красном море в ближайшее время не произойдет. «Следовательно, рост стоимости логистики еще не окончен. По моей оценке, ситуация в ближайшие три месяца будет находиться в нестабильной фазе. В течение I квартала ставки [фрахта] могут вырасти еще на 50%», — отмечал эксперт.
26 января хуситы атаковали танкер Marlin Luanda в Аденском заливе, когда судно выходило из Красного моря. В одном из грузовых танков по правому борту возникло возгорание. В результате никто не пострадал, сообщили в Trafigura. Представитель компании Trafigura уточнил в комментарии Bloomberg, что танкер перевозил нафту российского происхождения — продукт, используемый для производства пластмасс и бензина. Bloomberg 28 января писал, что атака хуситов на Marlin Luanda заставила нефтетрейдеров пересмотреть риски. По данным агентства, какие бы гарантии ни предлагали йеменские хуситы, они не распространяются на груз корабля, если само судно имеет хотя бы слабую связь с США, Великобританией или Израилем.