Какие альтернативы были у семьи Евсюковых, разбившейся при эвакуации на Falcon 10
20 января самолет Falcon 10, принадлежащий российской компании «Атлетик групп» и частному лицу, потерпел крушение в горах Афганистана. Рейс был организован для перевозки из Таиланда заболевшей жительницы Волгодонска 64-летней Анны Евсюковой — она вместе с мужем, бизнесменом Анатолием Евсюковым, отмечала Новый год в теплой стране. Там ей поставили диагноз септический шок, она впала в кому, и для ее возвращения в Москву был зафрахтован бизнес-джет.
Медицинская эвакуация проводилась с участием компании «СберСтрахование», как рассказал Forbes источник, знакомый с рынком санитарной авиации. Страховщики наняли медиков из ООО «Мобильная медицина», а врачи передали заказ «Атлетик групп». В пресс-службе «СберСтрахования» сказали, что компания «в полном объеме выполняет обязательства, принятые по договорам страхования, и раскрывать информацию о клиентах — физических лицах не вправе».
Falcon 10 вылетел из Паттайи, совершил дозаправку в Индии и отправился в направлении Ташкента, где была запланирована вторая дозаправка. В пути пилоты сообщили о проблемах с топливом и правым двигателем, писал Telegram-канал AviaSpotter. Самолет потерпел крушение в афганской провинции Бадахшан. Следственный комитет 23 января заявил, что причиной крушения, скорее всего, стал отказ двигателя. В результате Анна и Анатолий Евсюковы погибли, а два пилота и два медика выжили.
После этого Росавиация лишила права выполнять полеты летчиков Дмитрия Белякова и Аркадия Грачева, которые пилотировали самолет с семьей Евсюковых, из-за того, что они предоставили недостоверные документы о прохождении подготовки на Falcon 10. Самолет, по данным агентства, не проходил обязательное ТО, что подтверждают эксперты по санитарной авиации, с которыми поговорил Forbes. Кроме того, джет незаконно получил сертификат летной годности, считают в Госавианадзоре.
Спецборт или эконом класс
«17 января к нам поступила заявка на эвакуацию Анны Евсюковой, — рассказал Forbes Максим Манаенков, директор по развитию бизнеса компании-брокера JETVIP, которая специализируется на санитарной авиации. — Разрешение на перелет врачи тайской клиники дали, можно было лететь и регулярным прямым рейсом, главное, перевозить пациентку в положении лежа, на носилках, в сопровождении врача-реаниматолога и фельдшера».
По словам Манаенкова, авиаброкер из другой компании попросил у JETVIP помощи с организацией этого рейса. «Мы предложили два варианта: регулярный перелет «Аэрофлота» из Бангкока за 2 млн рублей, — уточняет он. — Или бизнес-джет компании, хорошо зарекомендовавшей себя в выполнении таких рейсов, у которой есть коммерческий сертификат эксплуатанта, — за 13 млн рублей». Однако клиент выбрал других перевозчиков, они выставили более низкую цену на другой частный самолет и, видимо, пообещали максимально быстро вылететь с пациенткой из Паттайи, говорит Манаенков.
«Аэрофлот» осенью 2023 года увеличил число рейсов в Бангкок с четырех до 10 в неделю. Эвакуация пациентов в тяжелом состоянии на регулярном рейсе — обычная практика, ее может покрыть туристическая медицинская страховка. Согласование и организация такой эвакуации может занять чуть больше времени, поэтому состоятельные клиенты выбирают бизнес-джеты.
Не все авиакомпании охотно соглашаются оказывать услуги медицинской эвакуации, ведь это повышает риск незапланированной посадки, говорят эксперты. Но «Аэрофлот» довольно лоялен к таким пассажирам: компания только требует подать заявку за 72 часа до вылета и «добро» на перевозку обычно дает в течение суток, объясняет Манаенков. В 90% случаев заявку подтверждают, если на рейсе нет овербукинга или медицинский блок уже не продан для другого пассажира.
Для сопровождения пациента привлекают бригаду врачей из частной или государственной организации, которая занимается санитарной эвакуацией (например, из Федерального центра медицины катастроф Минздрава). У частной фирмы должна быть медицинская лицензия. Медики прилетают за пациентом со всем необходимым оборудованием — аппаратами ИВЛ, кислородными баллонами. Авиакомпания только организует медицинский блок в эконом классе: в хвосте самолета отгораживается от двух до шести рядов кресел, здесь размещают носилки, ставят ширму, чтобы оградить от пассажирского салона. Иногда для перевозки пациента выкупается бизнес-класс.
20 млн за билет домой
Сколько всего в год проводится медицинских эвакуаций россиян на самолетах, оценить сложно, но это примерно 200-250 случаев, полагает Максим Манаенков. «Если считать и массовые эвакуации, как, например, было после обстрела школы в Казани в 2021 году, — сразу десятки человек перевозятся одним бортом», — уточняет он.
Чаще всего пациентов транспортируют регулярными рейсами, другой вариант — самолет МЧС или частный джет. «Если говорить про самолеты, а не про вертолеты, их у нас просто очень мало — кроме МЧС есть еще авиакомпания «Вельталь-авиа», как раз их самолет в Таиланд обошелся бы 13 млн рублей, а самолет МЧС — 12-14 млн рублей», — поясняет Манаенков.
«Заявки на медицинскую эвакуацию приходят к нам от брокеров, медицинский организаций, был опыт работы с благотворительными фондами», — рассказал Forbes коммерческий директор «Вельталь-авиа» Денис Меньших. По его словам, цена таких перелетов почти не отличается от цены на рейс деловой авиации, есть лишь доплата за услуги врачей. «Мы работаем с несколькими бригадами врачей, у которых есть опыт выполнения медицинских эвакуаций на самолетах деловой авиации», — говорит Меньших. По его словам, они умеют работать в необычных и порой стрессовых условиях долгих перелетов.
Эвакуация на бизнес-джетах доступна в основном только состоятельным клиентам. Стандартные медицинские страховки, как правило, не покрывают такую дорогостоящую услугу. Цена чартера зависит от дальности полета, за летный час в среднем придется заплатить около 700 000-800 000 рублей (надо считать часы туда-обратно, даже если самолет летит в одну сторону пустой). В эту цену уже входят гонорары брокеров и медперсонала, услуги медиков стоят от 250 000 до 500 000 рублей, по оценке JETVIP.
Эвакуация пациентов из Турции не так давно обошлась клиентам «Вельталь-авиа» в 5 млн рублей, из Китая — в 13 млн рублей. Ценник для перевозки по России гораздо меньше, но стоимость выросла из-за ограничений полетов на юге и увеличения полетного времени, говорит Меньших. Доставить пациента из Сочи в Москву, например, стоит 4 млн рублей, из Минеральных Вод — 3,5 млн рублей.
Эвакуацию оплачивают страховые компании и сами клиенты, но нередко нужные суммы выделяют власти и благотворительные фонды. В январе 2022 года Полина Стрелец из Петербурга каталась на гидроцикле на Бали и получила серьезную травму. Девушка впала в кому и провела несколько недель в клинике, где ей становилось хуже. Медицинская страховка на $50 000 покрыла только часть расходов. Эвакуировать ее поначалу не могли, цена санитарного рейса была огромная. История дошла до вице-премьера Татьяны Голиковой, после ее распоряжения власти Петербурга выделили на перевозку Полины более 20 млн рублей из резервного фонда губернатора. Девушку доставили в НИИ скорой помощи имени И. И. Джанелидзе, она пошла на поправку.
Дорогие туристы
Полеты частной авиацией — это очень дорого, поэтому всегда ищется вариант подешевле, отмечает Евгений Уфимцев, президент Всероссийского союза страховщиков. Сейчас, по его словам, выбор небольшой, потому что до 2022 года чаще всего привлекались самолеты не из России.
«Есть два критичных вопроса, от которых зависит эвакуация в каждом конкретном случае: разрешение врача и лимит страховой суммы по полису», — объясняет директор департамента методологии и андеррайтинга личного страхования «Росгосстраха» Ольга Купцова. По ее словам, «в правилах страховых компаний предусмотрено: как только появляется возможность перевезти человека домой, это делается за счет страховщика в рамках лимита установленной по полису суммы». В «Росгосстрахе» ежегодно проводят около 20 эвакуаций пострадавших и заболевших россиян из-за границы.
Главный документ, который нужен для эвакуации, — Fly to Fly, разрешение лечащего врача, именно он одобряет способ перевозки пациента. Это официальный документ, в котором указывается, что транспортировка в принципе возможна и не угрожает здоровью, уточняет Купцова.
Чаще всего эвакуация происходит, когда человеку нужно долгое лечение и реабилитация, и это лучше сделать в России. Компания «Балт Ассистанс», которая специализируется на помощи застрахованным туристам, в 2023 году провела сложную эвакуацию с греческого острова Кефалония, на котором россиянка сломала шейку бедра во время прогулки, ей нужна была срочная операция в России. С острова ее доставили на пароме в Афины (в скорой помощи на носилках), откуда ее отправили в Петербург регулярными рейсами с пересадкой в Стамбуле. Ей оплатили отель между стыковками. Из Питера ее доставили на малую родину в Великий Новгород на госпитализацию. Транспортировка с медицинским сопровождением обошлась в €30 000, расходы полностью покрыл страховой полис, сообщается на странице «Балт Ассистанс» в VK.
Больше всего страховых случаев, по данным компании «Евроинс туристическое страхование», летом 2023 года зафиксировано в Таиланде — пять из 100 туристов, приехавших сюда на отдых, обратились за медицинской помощью. Среди самых распространенных причин — травмы после ДТП с мотобайками. В топ-3 стран, где россияне чаще всего заболевали и получали травмы, вошли Арабские Эмираты и страны Шенгенской зоны.