«Ведомости» узнали о максимальных за два года запасах автомобилей на складах дилеров
Запасы автомобилей на складах автодилеров достигли максимума с начала 2022 года, а число машин китайских брендов на них превысило двухмесячный объем продаж, выяснили «Ведомости». В таких условиях придется идти на скидки, ситуация продлится несколько месяцев, рассказали опрошенные газетой участники рынка
На складах крупных дилерских холдингов в январе 2023 года скопились максимальные с начала 2022 года запасы новых легковых автомобилей, пишут «Ведомости» со ссылкой на авторетейлеров. Собеседники, опрошенные газетой, считают, что ситуация продлится несколько месяцев и будет вынуждать дилеров предлагать скидки покупателям.
Директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов рассказал, что на складах компании рекордный запас официально поставляемых в Россию китайских автомобилей — 4520 против 4266 и 4339 в среднем за 2022 и 2023 годы соответственно. Собеседник пояснил, что в четвертом квартале 2023 года бренды из Китая пытались максимально загрузить склады дилеров. При этом в запасах машин, привозимых «Рольфом» самостоятельно (по параллельному импорту), никаких рекордов нет, отметил Иванов.
«Скидки точно будут. Даже если взять декабрь 2023 года, Chery, Exeed и Haval улучшали торговые условия. Они начали понимать, что рынка всем не хватает и приходится где-то демпинговать», — добавил он. По словам председателя совета директоров «БН-моторс», президента ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Алексея Подщеколдина, стоки по новым машинам — максимальные с февраля 2022 года. У дилера «перегруз по Lada Vesta» на уровне месячного объема продаж, по китайским брендам складские запасы достигают двух и более месяцев продаж, что «считается чрезмерным», рассказал глава РОАД. Тренд подтвердил и гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский.
Подщеколдин полагает, что покупательская активность стала понемногу снижаться с октября 2023 года — после очередного повышения ключевой ставки ЦБ и появления на рынке автомобилей, ввезенных после индексации утилизационного сбора в августе 2023 года. Из КНР в четвертом квартале было поставлено больше новых автомобилей, чем в предыдущие кварталы 2023 года. «Сейчас к дилерам поступают машины, заказанные в середине — второй половине 2023 года. Китайцы скорректируют производство, но на поставках это отразится только через четыре месяца», — говорит Иванов. Он добавил, что в первом квартале компания будет получать больше машин, чем может продать, — «и это будет давить на дилерскую маржу».
По словам независимого консультанта по автопрому Сергея Бургазлиева, тем из авторетейлеров, кто хочет получить квоту от производителей на второй-четвертый кварталы 2024 года, придется сначала распродать заказанные машины. Подщеколдин считает, что цены машин, установленные производителем, скорее всего, не изменятся, но продавцы будут заманивать покупателей скидками и спецпредложениями. Сейчас в дилерских сетях много машин, но пока акции для покупателей дают результат: продажи начала января 2024 года выше аналогичных показателей прошлого года, отметил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
«У покупателей есть понимание, что, как только дилерские склады освободятся под новые поставки, скидочные программы будут свернуты», — добавил эксперт. Запасы автомобилей, которые имеются сегодня на складах, не являются критичными и не приносят видимого ущерба дилеру и импортерам, а их нахождение на складах оправдывается широтой номенклатуры по комплектациям и цветам для удовлетворения спроса покупателей, говорит директор розничных продаж «Авилона» Илья Петров. Петров сказал, что сформировавшиеся запасы не означают завершения дефицита в отрасли — он сохраняется «по тем или иным моделям в разных сегментах рынка».