Продажи автомобилей с пробегом в России по итогам 2023 года выросли на 17%
В 2023 году россияне приобрели 5,69 млн легковых автомобилей с пробегом, что на 17% больше, чем годом ранее, сообщили Forbes специалисты аналитического агентства «Автостат».
Чуть больше половины российского вторичного рынка приходится на пять марок. Лидерство с долей 22,1% сохраняет отечественная Lada, по итогам прошлого года было куплено 1,25 млн этих машин с пробегом. Второе место у японской Toyota (доля 11,78%), ее результат составил 670 444 авто. За ней следуют корейские Kia и Hyundai с долями чуть более 5,5% (319 970 и 315 1137 соответственно). Замыкает топ-5 японский Nissan (296 835 штук, доля 5,2%).
Самой популярной моделью с пробегом у россиян в 2023 году стал Ford Focus, продажи которого составили 119 792 экземпляра. На второе место опустился прошлогодний лидер хетчбэк Lada 2114 «Самара-2» (116 633 авто).
Корейских бестселлеров Kia Rio и Hyundai Solaris в 2023 году было продано 110 519 и 110 008 машин соответственно. В первую пятерку вторичного рынка также вошла Toyota Corolla (102 445 единиц). Все лидеры модельного рейтинга в 2023 году демонстрируют рыночный рост. Наиболее сильным он оказался у Toyota Corolla (плюс 21,6%), а слабым — у седана Lada 2170 «Приора» (плюс 0,9%).
Спрос стабильный
В течение 2023 года автомобили с пробегом стабильно привлекали интерес покупателей, говорят опрошенные Forbes дилеры. «Повышенный спрос был отмечен в сегменте автомобилей, стоимость которых не превышает 2–4 млн рублей. Популярность Lada, Toyota, Kia, Hyundai и Nissan вполне ожидаема: данные марки традиционно пользовались высоким спросом на фоне выгодного сочетания «цена — качество», хорошего оснащения, комфорта и безопасности. Они сохранят лидирующие места в продажах в ближайшем будущем», — говорит заместитель генерального директора по направлению автомобилей с пробегом АГ «Авилон» Роман Титов.
«Максимальный спрос наблюдается в сегменте автомобилей с пробегом в возрасте три-пять лет, — полагает директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Гришаков. — Эти машины имеют в большинстве случаев приемлемый для покупателей пробег, хорошее техническое состояние, есть запчасти для эксплуатации».
«В 2023 году в топе спроса были автомобили с небольшим пробегом (50 000–60 000 км) и без окраса (не битые), — добавляет директор департамента автомобилей с пробегом ГК «Автодом» Владимир Желобов. — Очень популярны модели Kia Rio и Hyundai Solaris. Но таких автомобилей все меньше и меньше в связи с увеличивающимся средним сроком владения авто».
Рост спроса отмечает директор направления автомобилей с пробегом автомобильного маркетплейса FRESH Максим Солодовник. «В целом по рынку в 2023 году спрос на автомобили с пробегом вырос примерно на 20%. Наиболее востребованными среди нашего ассортимента моделями остались Kia Rio X, Volkswagen Polo и Hyundai Solaris. Причинами для повышенного спроса на автомобили с пробегом в целом и на перечисленные выше модели в частности стали дефицит доступных седанов в сегменте новых авто, а также регулярный рост цен», — говорит эксперт.
По мнению Гришакова, рост продаж новых автомобилей китайских производителей, официально ввезенных на территорию России, значительно поддержал дилеров в плане наполнения складов автомобилями с пробегом, поступающими по каналу trade in. «Это дало возможность в условиях снижающихся поступлений по параллельному импорту реализовать плановые показатели. Основными минусами как для дилеров, так и для потребителей стали изменение ставок утильсбора, которое привело к удорожанию автомобилей с пробегом и острому дефициту предложения, и увеличение ключевой ставки ЦБ, которая в свою очередь повлияла на ставки по кредитам», — сетует он. В октябре 2023 года резко повысились ставки утилизационного сбора на импортные машины для перекупщиков, но с ситуацией, когда таможня требовала заплатить утильсбор в размере стоимости машины, столкнулись и физические лица.
Цены растут
По словам Гришакова, цены на авто с пробегом росли весь год, в среднем рост составил более 20%.
«Цены на автомобили с пробегом за 2023 год выросли в среднем на 30–40%, — считает Титов из «Авилон». — Больше всего прибавили в стоимости европейские, японские и корейские марки, которые покинули официальный автомобильный рынок и сейчас поставляются с помощью параллельного импорта».
По данным «Автостата», средневзвешенная цена подержанного легкового автомобиля по итогам декабря 2023-го достигла 1,62 млн рублей, что на 22,7%, или 300 300 рублей, больше, чем год назад.
«Цена автомобиля на вторичном рынке во многом зависит от его состояния, — говорит Солодовник из FRESH. — Срок службы авто увеличился. Сегодня наибольшим спросом на вторичном рынке пользуются автомобили, возраст которых уже семь-восемь лет. Изменился и самый активный возрастной сегмент покупателя, сегодня это в большей степени мужчины 36–45 лет, кроме того, больше россиян стали рассматривать автомобиль как инвестицию, на которой можно заработать. В топе по-прежнему самые ликвидные Kia Rio X, Volkswagen Polo и Hyundai Solaris, но покупатели чаще стали присматриваться к авто премиальных брендов».
По словам эксперта, средняя цена автомобиля с пробегом росла последние несколько лет, и если в 2021 году она составляла 1,095 млн рублей, то в 2023 году выросла более чем в два раза. «Прямой зависимости стоимости от возраста и пробега нет. В разрезе регионов самые дорогие автомобили с пробегом продаются в Москве, здесь самая популярная марка BMW пятой серии», — говорит Солодовник.
Но средняя цена автомобиля будет постепенно снижаться, считает Титов, так как на вторичном рынке уменьшается количество премиальных автомобилей, а российские и китайские автомобили будут наращивать долю. Их стоимость традиционно ниже немецких, американских и японских премиальных марок.
Чего ждать в новом году
По мнению большинства дилеров, в 2024 году рынок ждет еще больший дефицит предложения и, как следствие, дальнейший рост цен. «Актуальными станут даже не актуальные ранее марки и модели, — считает Гришаков. — Конечно, стоимость будет только расти. Рост рынка в объемном выражении будет сдерживать исключительно дефицит предложения, который начнет компенсироваться китайскими автомобилями с пробегом. Учитывая все факторы, если не будет послабления в таможенном оформлении и утильсборе, а также изменения в сторону уменьшения ключевой ставки, рынок автомобилей с пробегом по итогам года может показать лишь незначительный рост».
У Солодовника другое мнение. «В текущем году спрос на ассортимент вторичного рынка России останется на высоком уровне — продажи вполне могут превысить показатель 2023 года. При этом ликвидные модели в сегменте будут продаваться гораздо быстрее. Из-за нехватки новых автомобилей европейских брендов, отказа некоторых дилеров от параллельного импорта, роста цен и налогов качественные авто с пробегом переходят в разряд дефицита и дорожают в первую очередь», — говорит он.
По словам Солодовника, в 2024 году автомобили с пробегом могут подорожать еще на 5–15%. По мнению эксперта, в ближайшие два-три года на вторичном рынке следует ожидать китайскую экспансию по аналогии с той, что наблюдается в сегменте новых авто: появятся новые марки и бренды, которые постепенно заполнят и вторичный рынок.