К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как аудитор Deloitte пропустил масштабное мошенничество в нигерийской компании

Генеральный директор Tingo Group Дози Ммобуоси (Фото DMLC)
Генеральный директор Tingo Group Дози Ммобуоси (Фото DMLC)
В июне Hindenburg Research, известная своими расследованиями корпоративных мошеннических схем, опубликовала отчет о деятельности малоизвестной нигерийской компании Tingo Group, обвинив ее в аферах, а также обратила внимание на аудитора, согласовавшего финансовые декларации компании, и тем самым усомнилась в его компетенции. Тем самым аудитором была компания Deloitte, гигант «большой четверки» в мире бухгалтерии с годовой выручкой $65 млрд благодаря глобальной корпоративной сети, простирающейся от Амстердама до Чжэнчжоу

В июне трейдинговая фирма Hindenburg Research, известная своими расследованиями корпоративных мошеннических схем, нацелилась на малоизвестное нигерийское предприятие под названием Tingo Group. Аналитики Hindenburg Research опубликовали отчет под заголовком, который не оставлял места воображению: «Фейковые фермеры, телефоны и финансовые реквизиты ― нигерийская империя, которой нет». Но Hindenburg Research не просто назвала Tingo Group прожженными аферистами — эксперты также обратили всеобщее внимание на аудитора, согласовавшего финансовые декларации компании, и тем самым усомнились в его компетенции и, возможно, готовности смотреть правде в глаза.

«Нестыковки в финансовых показателях Tingo Group видны настолько отчетливо, что их мог бы разглядеть даже вчерашний выпускник-финансист с серьезными нарушения зрения и в полубессознательном состоянии, ― заключили специалисты Hindenburg Research. ― Однако аудитору фирмы эти нестыковки, по всей вероятности, в глаза не бросались».

Тем самым аудитором была компания Deloitte, гигант «большой четверки» в мире бухгалтерии с годовой выручкой $65 млрд благодаря глобальной корпоративной сети, простирающейся от Амстердама до Чжэнчжоу.

 

В ноябре после того, как котировки нигерийского холдинга уже просели на 80%, снизив его рыночную капитализацию более чем на $700 млн, в эпопее вокруг Tingo Group случился неожиданный поворот. На арене возникла Комиссия по ценным бумагам и биржам США, которая ударила по тормозам и приостановила торги фирменными акциями. В декабре регулятор предъявил генеральному директору организации Дози Ммобуоси обвинения в «мошенничестве в крупном размере». В декабре положение стало и того хуже: к документу о последствиях нарушения комиссия добавила обвинения в мошенничестве с ценными бумагами. Согласно гражданскому иску, Tingo Group, в финансовой отчетности которой по результатам аудита красовались $462 млн, лежащие в банках Нигерии, на самом деле располагала лишь $50.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Аудиторы должны быть самыми надежными источниками информации для всего делового мира, всегда иметь при себе калькуляторы и во что бы то ни стало разоблачать финансовые нарушения. Если оглянуться назад, история вспоминается совершенно иная: аудиторы, гонорар которым выплачивают проходящие проверку клиенты, слишком часто копают не глубже необходимого минимума и по сути штампуют, казалось бы, очевидные нестыковки и недочеты в финансовых документах. Что еще хуже, некоторые считают их частью проблемы ― из-за того, что они либо не особо тщательно проверяют, либо совсем по-другому воспринимают невероятные заявления своих клиентов.

 

«Как сторонние наблюдатели, мы склонны считать аудиторов этакими искателями аферистов, однако выявление мошенничества в их обязанности не входит, ― поясняет Маттиас Бройер, преподаватель бухгалтерского учета в Высшей школе бизнеса при Колумбийском университете. ― Аудиторы не настраиваются в своей работе на конфронтацию. Их обязанность ― не разоблачать, и поэтому о подобных проблемах обычно становится известно благодаря инсайдерам и шорт-селлерам».

Вот несколько примеров. Агентству Ernst & Young, давшему добро на финансовые документы Wirecard, пришлось наблюдать за тем, как немецкое предприятие терпит крах из-за исчезновения €1,9 млрд. А компания Arthur Andersen, некогда гигант в области финансового аудита, не выдержала тяжести своей причастности к небезызвестному коллапсу энергетической корпорации Enron. И не будем забывать о пресловутой эпопее вокруг компании 1MDB, которая привлекла к сотрудничеству троицу в лице Ernst & Young, KPMG и Deloitte, а миллиарды, выделенные на строительные проекты в Малайзии, потратила на роскошные вечеринки, фешенебельную недвижимость и кучу полотен Моне и Ван Гога. Тот просчет стоил Deloitte $80 млн (средства были выплачены властям страны в 2021 году) ― сумма внушительная, но мелочь по сравнению со $150 млн, которые пришлось отдать правительству США в 2018 году за осуществление провального аудита обанкротившегося банка ипотечного кредитования Taylor, Bean & Whitaker.

Штатные неудачи

Несмотря на финансовые потери и ущерб репутации того, кто осуществляет проверку, фиаско в ходе аудита ― явление весьма распространенное. Результаты исследования, которое в 2020 году провела Ассоциация сертифицированных специалистов по расследованию мошеннических схем, показали, что аудиторы раскрывают менее 4% афер. Эффективность, конечно, ничтожно низкая, но есть две причины, по которым цифра вполне логичная.

 

Во-первых, аудит ― это, по словам Бройера из Колумбийского университета, чрезвычайно рутинная процедура, в рамках которой формируется заключение о том, соответствуют ли подготовленные предприятием финансовые документы стандартам бухгалтерии и осуществляется ли внутри организации надлежащий финансовый контроль. Процедура простая и незатейливая ― именно так аудиторы и предпочитают работать.

«В сфере аудита так сложилось, что для ограничения юридической ответственности был введен принцип проставления галочек, ― рассказывает эксперт. ― Они просто стремятся соблюсти стандарты аудита и не всегда пытаются засвидетельствовать истинное экономическое положение бизнеса в реальности».

Во-вторых, вопреки всей имеющейся экспертизе, аудиторов нередко могут обхитрить нечистые на руку компании. Фирмы могут оформить комплект фальшивых документов, скрыть критически важную информацию или разработать настолько мудреные схемы, что обнаружить их без помощи корпоративного информатора практически невозможно.

Но случай Deloitte с Tingo Group простыми извинениями не загладить. Он примечателен потому, что специалистам Hindenburg Research и команде независимых интернет-детективов удалось докопаться до правды без помощи инсайдеров.

Разоблачение нигерийского холдинга силами трейдинговой фирмы вкупе с обвинениями Комиссии по ценным бумагам и биржам указывает на более серьезную проблему. Аудиторы получают гонорар от организаций, которым нужно защитить свое честное имя (в 2022 году Tingo Group заплатила за собственный аудит $1,6 млн). Подобная практика может привести к тому, что исполнители будут осторожничать, а каверзные вопросы, которые могут расстроить оплачивающего все клиента, обходить стороной.

 

Так как же Deloitte, проверявший бухгалтерию Tingo Group, тяжеловес в сфере аудита, упустил мошенническую схему, которую сторонние аналитики из Hindenburg Research назвали до боли очевидной?

Возможно, ответ кроется в том, кто именно отвечал за проверку со стороны Deloitte. Компанию Tingo Group, балансирующую между Нигерией и биржей Nasdaq в Нью-Йорке, проверял офис Deloitte не в Нигерии. Вместо этого за аудит бухгалтерии отвечал израильский филиал под названием Brightman Almagor Zohar & Co. Почему именно он ― загадка, особенно с учетом того, что, как подчеркивается в отчете Hindenburg Research, никакого бизнеса в Израиле клиентская организация практически не вела. Почему бы не задействовать специалистов там, где непосредственно осуществляется деятельность? Создается впечатление, будто это целенаправленный шаг ради того, чтобы держать аудиторов как можно дальше и не дать им наткнуться на то, что им знать не следует.

В израильском подразделении Deloitte на вопросы Forbes отвечать отказались, отметив, что «профессиональные стандарты не позволяют комментировать дела клиентов». В Tingo Group просьбу дать комментарий оставили без внимания.

Ошеломляющая разница

Эд Кетц, преподаватель бухгалтерского учета в бизнес-колледже Смилов при Университете штата Пенсильвания, написал Forbes по электронной почте, что разница между суммой, засвидетельствованной в Deloitte ($461,7 млн), и реальным балансом средств в распоряжении Tingo Group на отметке $50 «ошеломляющая». «Наличные средства ― это важнейшая графа отчетности и одна из самых простых для аудита, ― поясняет он. ― Интересно, как израильский Deloitte мог это упустить».

 

Заверение суммы средств предприятия ― фундаментальный аспект процесса аудита и один из ключевых пунктов в списке исполнителей на проверку, рассказывает Стефани Мейсон, преподаватель бухгалтерского учета в бизнес-колледже Дрихауса при Университете Де Поля.

«В ходе аудита необходимо выполнить ряд довольно базовых вещей, ― продолжает она. ― Одна из таких операций ― подтверждение наличия денежных средств путем отправки специальной формы напрямую в банк клиента. Согласно правилам, аудитор должен подтверждать банковский баланс самостоятельно».

Кто-то может подумать, что очевидным решением проблемы было бы ужесточение правил проверки заявленного банковского баланса. Но простым выкручиванием стандарта на максимум искоренить обман вряд ли получится. На самом деле эксперты полагают, что сжатие пространства для аферы не урезает возможности мошенников, а просто выталкивает их в другую плоскость.

Подробно это изложено в совместном исследовании Университета Миннесоты и Индианского университета от 2021 года под названием «Вечное мошенничество». Специалисты утверждают, что схемы аферы трансформируются, постоянно видоизменяются, а ушлые компании, словно играя с регуляторами в кошки-мышки, всегда находятся на шаг впереди. Пока регулирующие органы занимаются изучением старых схем типа креативной серой бухгалтерии в стенах Enron, фирмы вроде Wirecard и, вполне вероятно, Tingo Group бойко стряпают подставные банковские балансы. Шаг довольно смелый ― и до абсурда очевидный, поскольку аудиторы, возможно, посчитают, что ни одно предприятие на такое не решится, а потому нет смысла и проверять.

 

Не их работа

«Если бы аудиторы действительно искали признаки мошенничества, думаю, они бы их находили, ― считает Бройер из Колумбийского университета. ― Но суть их бизнеса заключается не в этом. С точки зрения карьерного престижа аферистов из числа собственных клиентов аудитору лучше не афишировать. Они нередко излишне осторожны и на тревожные сигналы часто закрывают глаза. Вот почему они могут сосредоточиться на чем-то другом и речь об этом никогда не заводят».

Кроме того, ответственный подход к делу осложняется самой корпоративной структурой таких организаций: подразделения в разных странах функционируют больше как независимые франшизы, нежели как филиалы центрального аппарата. Это означает, что главному офису Deloitte данный промах с проверкой, возможно, даже никак не откликнется. Каждый офис ― как отдельный остров, и все неприятности обычно остаются на локальном уровне.

Однако реальные последствия для аудиторов видны на фондовом рынке. В краткосрочной перспективе могут забеспокоиться другие корпоративные клиенты Deloitte. И здесь даже имеется прецедент. Взять хотя бы случившееся с клиентами PricewaterhouseCoopers (PwC), когда прогремел скандал с «Оскаром».

Вспомним 2017 год. PwC поручили, казалось бы, несложную задачу ― подсчитать голоса для церемонии вручения наград Американской академии кинематографических искусств и наук. По меркам сферы аудита это было настолько просто, что даже скучно, зато бонусом компания получала кучу бесплатной рекламы. Тем не менее исполнитель грандиозно облажался. При объявлении победителя в номинации «Лучший фильм» сотрудники фирмы передали не тот конверт («Ла-Ла Ленд» вместо «Лунного света»), и то, что должно было стать безупречно элегантным жестом, обернулось комедией ошибок, а триумф аудиторов сменился публичным позором.

 

Исследователи Лоуренс Эббот и Уильям Баслепп решили разобраться, каким образом большой промах PwC (за ним наблюдали миллионы телезрителей по всему миру) может отразиться на базе клиентов. Они проанализировали данные, и ― кто бы мог подумать! ― несладко пришлось тем, кто пользуется услугами PwC.

Исследователи сообщили: «Мы обнаружили, что в течение нескольких дней после ошибки шансы на повышенную доходность у клиентов PwC значительно ниже, и это свидетельствует об ухудшении репутации из-за качества аудита».

По сути, в течение короткого периода времени (согласно отчету, один месяц) рынок на клиентов PwC косился недобрым взглядом. По финансовым показателям таких компаний инвесторы делали определенную скидку ― лишь потому, что начали всерьез задумываться, а можно ли этим данным доверять.

«По моему прогнозу, на американское подразделение Deloitte это никак не повлияет, ― говорит Мейсон из Университета Де Поля. ― Комиссия по ценным бумагам и биржам может оштрафовать израильский офис, лишить его прибыли или даже устроить полный, так сказать, разнос и официально запретить осуществлять аудит предприятий в данной юрисдикции. Но мне интереснее всего то, на какие еще компании они работали. Будь я инвестором фирмы, которую проверяли специалисты Deloitte в Израиле, я бы забеспокоилась».

 

С перечнем других клиентов организации в США можно ознакомиться здесь.

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+