Россия рекордно нарастила бурение нефтескважин второй год подряд, несмотря на санкции
Россия, несмотря на санкции, в 2023-м нарастила бурение нефтяных скважин второй год подряд и близка к рекорду за весь постсоветский период, пишет Bloomberg. Аналитики признали, что Россия оказалась более независима в своих нефтесервисных услугах, чем ожидалось. Но предупредили о проблемах, которые могут означать «бешеные темпы бурения»
За первые 11 месяцев 2023 года Россия пробурила нефтедобывающие скважины общей глубиной 28 100 км, подсчитал Bloomberg. По итогам всего года масштаб бурения мог достичь рекордного за весь постсоветский период показателя, отмечает агентство, ссылаясь на данные аналитиков Kpler и «Яков и партнеры» (бывшее российское подразделение McKinsey). По их подсчетам, в целом за прошедший год объем эксплуатационного бурения в стране превысил 30 000 км.
Bloomberg подчеркивает, что объемы бурения ставят рекорды второй год подряд. В 2022 году, по данным агентства, Россия пробурила скважины общей глубиной в 28 000 км, добившись максимального показателя за последние десять лет.
Число запущенных скважин за 11 месяцев 2023 года уже превысило показатель за весь 2022 год — 7930 против 7840. Число завершенных скважин с января по ноябрь приблизилось к рекордному показателю за пять лет — 8540 по сравнению с 8580 за весь 2022 год.
Bloomberg напоминает, что в 2023 году США ввели санкции против десятков компаний, производящих буровое оборудование и разрабатывающих новые технологии производства, стремясь «ограничить будущие добывающие возможности России». С 2022 года действуют введенные ЕС «комплексные ограничения на экспорт оборудования, технологий и услуг для энергетической отрасли в России». Кроме того, два крупнейших в мире поставщика нефтесервисных услуг — Halliburton и Baker Hughes — продали свои российские подразделения и ушли из России. А еще два гиганта — SLB и Weatherford — заявили, что продолжают свою деятельность в стране с соблюдением санкций.
«Россия существенно более независима в своих нефтесервисных услугах, чем принято считать», — заявил по этому поводу аналитик BCS Global Markets Рональд Смит. По оценкам Rystad Energy, только около 15% внутреннего рынка бурения в стране зависит от технологий из недружественных стран. Уход крупных западных нефтесервисных компаний из России оказал минимальное влияние, поскольку их активы «в основном были проданы менеджменту с сохранением ноу-хау, накопленного за годы», отметил ведущий аналитик Kpler Виктор Катона.
Тем не менее «бешеные темпы бурения на фоне довольно статичной добычи» указывают на некоторые долгосрочные проблемы, которые могут накапливаться в российском нефтяном секторе в результате международной изоляции страны, считает Bloomberg. «Основная причина роста бурения в России — необходимость запуска новых скважин», — отметил директор исследовательского и аналитического центра «Яков и партнеры» Геннадий Масаков. «Новые скважины необходимо запускать, поскольку действующие в настоящее время месторождения истощаются», — добавил он. И предупредил, что со временем эффективность буровых работ в России снизится и это может поставить под угрозу до 20% нефтедобычи, если разработка неиспользованных запасов станет нерентабельной.
По данным Оксфордского института энергетических исследований, в 2022 году на месторождения, которые находились в эксплуатации более пяти лет, приходилось почти 96% всей добычи жидких углеводородов в России. Многие из этих добывающих проектов уже давно вышли за рамки своего пикового уровня добычи.