Ретейлеров могут обязать создавать полки с бесплатными продуктами для малоимущих
Депутаты предлагают обязать ретейлеров создавать полки с бесплатными продуктами, у которых истекает срок годности, для пенсионеров и малоимущих, соответствующие поправки 10 января внесут в Госдуму депутаты фракции «Справедливая Россия — За правду», узнали «Известия». Авторы законопроекта указывают на «проблему нерационального использования излишков продукции» в России — по их данным, больше трети всех продуктов в стране превращаются в отходы
Депутаты предлагают обязать ретейлеров создавать полки с бесплатными продуктами, у которых истекает срок годности, для пенсионеров и незащищенных категорий граждан, соответствующие поправки в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» 10 января внесут в Госдуму депутаты фракции «Справедливая Россия — За правду». Об этом пишут «Известия», которые ознакомились с документом.
Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему указывают на «проблему нерационального использования излишков продукции» в России — по приведенным ими данным, «больше трети всех продуктов в стране превращаются в отходы». Депутаты ссылаются на исследовании НИУ ВШЭ, в котором говорится, что ежегодно в России образуется 17 млн т пищевых отходов, стоимость этих продуктов оценивается в 1,6 трлн рублей.
«При этом 60,4% граждан отдают за продукты примерно половину своего ежемесячного дохода, почти весь заработок уходит на питание у 16%. По оценкам ТИАР-Центра, если бы все выбрасываемые в России продукты направлялись людям, это позволило бы прокормить около 30 млн человек», — указывают авторы инициативы.
Чтобы бизнес согласился на создание таких полок, авторы законопроекта предлагают внести поправки в Налоговый кодекс и увеличить лимит расходов, которые могут быть направлены на благотворительность с 1% до 5% от выручки.
Сейчас уничтожение продуктов часто выгоднее производителям и магазинам, чем их раздача нуждающимся. «Без уплаты налогов на благотворительные цели можно направлять товаров на сумму не более 1% от выручки компании, а все остальное облагается НДС в 20% от стоимости продукции, передаваемой на благотворительность», — рассказал «Известиям» один из авторов законопроекта, глава фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
О том, что раздаче продуктов нуждающимся сейчас «мешают пробелы в налоговом законодательстве», говорит и директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. По его мнение, если инициативу примут, объем продуктов, которые отправляют на благотворительность, вырастет.
«Известия» направили запросы в X5 Group, «О’Кей», «Глобус», «ВкусВилл» «Ашан», Metro, а также в Минфин и ФНС. В Минпромторге изданию заявили, что смогут сформировать позицию по данному законопроекту, только когда он поступит в ведомство в установленном порядке.