Продажи новых автомобилей в России по итогам 2023 года выросли на 69%
Российский авторынок по итогам 2023 года вырос на 69%, за этот период было реализовано 1 058 708 новых легковых автомобилей. Об этом сообщают эксперты агентства «Автостат» со ссылкой на данные компании «Паспорт промышленный консалтинг».
Рост случился бурный, как и прогнозировали опрошенные Forbes эксперты. Они объясняли это низкой базой 2022 года, когда падение произошло из-за тотального дефицита автомобилей и резкого повышения цен. Цены продолжили рост: по итогам 2023 года средневзвешенная цена легкового автомобиля в России составляет чуть меньше 3 млн рублей, что в среднем на 8–14% больше, чем годом ранее.
Отечественной марке Lada удалось реализовать за год 324 446 автомобилей, что на 85,7% больше, чем годом ранее. Российский автоконцерн занимает более 30% общего объема рынка. Год назад его доля была около 28%.
Самой популярной иномаркой в России по итогам года оказалась китайская Chery — объем реализации автомобилей этой марки достиг 118 950 единиц. Следующие пять позиций в марочном рейтинге также контролируют китайские бренды: Haval (111 720 штук), Geely (93 553), Changan (47 765), EXEED (42 152) и OMODA (41 983), то есть в рейтинге представлены шесть брендов из Китая. Год назад их было вдвое меньше — Chery, Haval, Geely. Китайцы лучше всех нарастили продажи и увеличили долю, наиболее отличившимися среди них стали Changan (47 765 автомобилей, рост 1773,1%) и OMODA (41 983 автомобиля, рост 3288,5%), что во многом объясняется эффектом низкой базы, отмечает «Автостат».
Топ-10 замыкают корейские Kia (33 580) и Hyundai (24 658), а также японская Toyota (23 318). В минувшем году они демонстрировали падение продаж на 48,9%, 54,4% и 18,5% соответственно, поэтому рыночная доля каждого из них не превышает 2–4%.
В модельном ряду лидерство второй год подряд принадлежит автомобилям семейства Lada Granta. В 2023 году они разошлись тиражом в 195 910 штук, что соответствует 18,5% от общего объема рынка. В 2022 году на их долю приходилось чуть более 14%. Лучшей импортной моделью в прошлом году стал кроссовер Haval Jolion (55 550 единиц), в 2022-м он был лишь восьмым в общем зачете.
«Модели Lada (Granta, Vesta, Niva Travel и Niva Legend) годом ранее тоже были в топ-10, из «китайцев» там находились лишь Haval Jolion и Chery Tiggo 7 PRO. Сегодня в рейтинге лучших уже нет Kia Rio, Hyundai Solaris, Hyundai Creta и Renault Duster. В представленной десятке моделей лидеров все показали рыночный рост. Сильнее всего выросли объемы реализации у кроссоверов OMODA C5 (в 29 раз) и Chery Tiggo 4 PRO (в 16 раз), они вышли на рынок ближе к концу 2022 года. Меньше других увеличились продажи Lada Vesta (+25,3%), которая вернулась на рынок только в июне 2023 года», — указывает «Автостат».
Продажи декабря минувшего года «Автосат» оценивает в 119 454 новых легковых автомобиля, что в 2,1 раза больше, чем за тот же месяц 2022 года.