Расширение и поглощение: самые яркие события и тренды российского ретейла в 2023 году
Оборот розничного рынка в 2023 году вырос на 8% и превысил 46 трлн рублей, рассказал в недавнем интервью вице-премьер Денис Мантуров. В прошлом году этот показатель составил 42,6 трлн рублей, причем почти половина — 21 трлн рублей — приходилась на продуктовую розницу, следует из данных Росстата.
В 2023 году совокупный оборот продовольственных ретейлеров увеличится до 22,7 трлн рублей, говорится в исследовании M.A.Research. Однако темпы роста снизились, и исследователи называют причины: уход иностранных поставщиков, сокращение целевой аудитории и импорта, разрыв цепочек поставок, инфляция и снижение доходов населения.
Все эти проблемы довольно сильно ослабили прежде всего региональных ретейлеров. В большинстве своем они менее рентабельны, чем федеральные игроки, обладают меньшей закупочной силой, замечает Марат Ибрагимов, старший аналитик Газпромбанка. У них, по его словам, два пути — либо продаться, либо строить специализированную розницу, например алкомаркеты.
Осенью 2023 года были побиты все рекорды по числу поглощений крупными игроками локальных ретейлеров, говорят эксперты. «Магнит», X5 Group, «Лента» раскупили сети, работающие в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке. В 2022 году у федеральных сетей был органический рост за счет вытеснения несетевой розницы, но чтобы скупали магазины сотнями и даже тысячами — такого не было, замечает Иван Федяков, генеральный директор «INFOLine-Аналитики».
Причем федералам нужны в основном не бренды, которые годами развивали местные предприниматели, а удобные локации и торговый персонал, отмечают эксперты. «Сети вынуждены заканчивать свою историю таким бесславным путем», — говорит Федяков. По его словам, на рынке почти не осталось крепких локальных игроков, которые еще могут заинтересовать федералов — разве что «Мария Ра» с магазинами на Алтае, в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях.
Сейчас на российском рынке работает около 700 FMCG-сетей, но качественный состав не меняется уже несколько лет. В топ-5 лидеров по оборотам в 2022 году входили X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль»), «Лента» и «Светофор».
Часть крупных ретейлеров затормозила рост сетей, решив, что тиражировать один и тот же формат стало неразумно, говорят эксперты. Гипермаркеты «Лента», Auchan, Metro за последние два года не открыли ни одного нового магазина в своем классическом формате. Гипермаркеты начинают трансформироваться, например «Лента» переделала два гипермаркета в формат экономмагазина — в Петербурге и Рязани.
Общемировым трендом в рознице становятся мини-форматы, рассказывает Ибрагимов. До России тоже постепенно доходит эта тенденция, особенно в крупных городах, ретейлеры из топ-5 активно тестируют формат малых «магазинов у дома». «У покупателей мало времени на шопинг, в тренде здоровое питание, — уточняет он. — А гипермаркеты все чаще ассоциируются с большими потерями времени и дешевой едой».
В этом году впервые онлайн-продажи обогнали розничные рынки и ярмарки, совокупный оборот которых в 2022 году составлял около 2 трлн рублей. И это тоже событие года — интернет-торговля наконец-то обошла торговую модель, которая существовала много столетий, замечает Федяков.