Объем выданных с начала года автокредитов в России достиг рекордных 1,13 трлн рублей
За 11 месяцев с начала года объем выданных автокредитов составил рекордные для сегмента 1,13 трлн рублей, что соответствует выдачам за весь 2021 год. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Национального бюро кредитных историй (НБКИ), куда информацию передают 3000 кредиторов. Это на 87,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года в денежном выражении.
В количественном выражении с начала года было выдано на 60% автокредитов больше по сравнению с прошлым годом. При этом объем выдач уступает 2021 году, когда было зафиксировано рекордное количество автокредитов. По данным НБКИ, всего в этом году банки заключили 800 000 сделок, что на 14% меньше по сравнению с 11 месяцами 2021 года (почти 930 000 кредитов) и на 21% меньше, чем за весь год (1,01 млн кредитов).
В ноябре, согласно данным «Автостата», которые приводят «Ведомости», динамика выдачи кредитов замедлилась: на 5% и на 12% в денежном и количественном выражениях соответственно. По словам исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, это может быть связано с повышением ключевой ставки ЦБ до 15% по итогам решения совета директоров Банка России в ноябре (в декабре ключевая ставка повышена до 16%) и перераспределением автокредитования в более низкий ценовой сегмент.
По мнению опрошенных «Ведомостями» экспертов, объем рынка автокредитования по итогам этого года может составить до 1,6 трлн рублей. Так, например, считает заместитель президента — председателя правления ВТБ Георгий Горшков. По словам руководителя «Открытие авто» (блок автобизнеса банка «ФК Открытие») Марины Дембицкой, по итогам года может быть выдано 1,1 млн автокредитов на сумму не менее 1,5 трлн рублей.
Как считает директор группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин, на рекордный объем выдач автокредитов повлияла девальвация рубля, которая привела к росту цен на легковые машины. По оценкам «Автостата», средневзвешенная (с учетом доли рынка) стоимость новой легковой машины в период с января по октябрь 2023 года выросла на 23% к прошлому году, до 2,91 млн рублей.
По оценке Дембицкой, в следующем году рост рынка автокредитования замедлится — до 10–15% в оптимистичном сценарии. При базовом прогнозе рынок останется в тех же значениях, считает она. Горшков предполагает, что рост может составить до 7% к уровню 2023 года. При этом, по мнению Лопатина, в следующем году на объем выдачи будут давить высокие процентные ставки, в связи с чем может произойти умеренное снижение объемов выдачи в сегменте автокредитования.
В 2023 году рекорд обновлялся трижны: предыдущий максимум выдач случился в июле, когда россияне стремились купить машину до повышения утилизационного сбора с 1 августа, а затем в октябре. По подсчетам аналитиков Frank RG (есть у Forbes), за 10 месяцев заемщики взяли у банков 1,236 трлн рублей автокредитов, что уже было больше, чем в рекордном 2021-м (1,1 трлн рублей). Причем в октябре сумма выданных займов на покупку машины составила 166,5 млрд рублей, что стало максимумом за всю историю наблюдений в этом сегменте розничного кредитования. О том, что объем рынка автокредитования по итогам этого года может превысить 1,6 трлн рублей, Forbes со ссылкой на представителя ВТБ писали еще в ноябре. Тогда начальник управления «Автокредитование» банка Алексей Бочарников сообщил, что этот результат более чем в два раза превысит показатель прошлого года и на 45% — 2021 года.