Правительство может ввести обязательный минимум российской электроники для магазинов
Правительство может ввести обязательный минимум ассортимента российской электроники в офлайн- и онлайн-магазинах, выяснил «Коммерсантъ». В Минпромторге сообщили, что это будет техника, которая в достаточном объеме производится в стране. Пострадать от нововведений могут маркетплейсы, предупреждают эксперты
Минпромторг планирует обязать крупные сети магазинов электроники «выделять полку» для российских товаров. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собеседника в одном из производителей и два источника на рынке, подтвердивших его информацию. Один из источников рассказал, что крупные маркетплейсы начали заключать с отечественными производителями электроники соглашения о размещении их товаров на площадках.
Собеседник из числа участников рынка добавил, что могут быть введены «какие-то требования по минимальной доле в ассортименте». Законопроект о «российской полке», то есть о приоритетном размещении российских непродовольственных товаров, обсуждается с весны 2023 года. В случае принятия законопроект должен вступить в силу с 1 марта 2024 года. Его разработали «депутаты Госдумы при поддержке Минпромторга», писали в мае «Известия». На тот момент его действие распространялось только на офлайн-ретейлеров.
В октябре 2023 года газета сообщила о новой версии законопроекта, в которой эти же требования распространили и на онлайн-платформы, обязав их размещать в поисковой выдаче сначала 50 карточек с товарами российского происхождения, а уже после них все остальные. Минэкономразвития тогда назвало нереализуемой идею приоритетного размещения российских товаров в поисковой выдаче на маркетплейсах, узнали «Ведомости». Требование вынудит интернет-магазины менять свои алгоритмы, чтобы пользователи продолжали получать предложения о товарах, основанные на их предпочтениях, отметило Минэкономразвития.
Первоочередной показ российских товаров может быть невозможен по техническим причинам, считают в министерстве. Заместитель главы Минпромторга Виктор Евтухов сообщил «Коммерсанту», что в законопроекте нет указания на конкретные группы товаров, а «объем квот» определят эксперты отраслевого сообщества, включая производителей и ретейлеров. По его словам, существенными факторами такого отбора «станут количество устойчивых отечественных брендов и их способность к масштабированию производства».
Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов сказал, что необходимости в подобном регулировании нет: ретейлеры активно заключают контракты с отечественными производителями, а российские товары пользуются спросом. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (входят Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и др.) Артем Соколов назвал октябрьскую версию законопроекта попыткой вмешаться в поисковую выдачу, которую интернет-магазин генерирует по запросу покупателя.
Это существенный негативный фактор для маркетплейса, отметил он. По мнению Соколова, необходимо дать участникам рынка возможность самим выбирать оптимальные способы продвижения, не разрушая маркетинговые и рекламные модели бизнеса. Например, путем фильтрации товаров по их происхождению и создания специальных разделов на сайтах.
Три крупнейших российских маркетплейса — Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» — за полный 2023 год продадут электроники и техники на 720 млрд рублей, что на 75% больше, чем годом ранее, посчитали в аналитической компании Data Insight. За первые девять месяцев 2023 года торговый оборот Ozon вырос на 110%, Wildberries — на 95%, а «Яндекс Маркета» (у которого электроника — основная категория продаж) — на 66%, рассказал Forbes партнер Cross Insights Борис Овчинников.
Продажи электроники на Ozon за этот год выросли почти в два раза к показателям прошлого года, говорят в компании. В «Яндекс Маркете» посчитали, что за 11 месяцев этого года объем заказов электроники и техники вырос в 1,7 раза. В Wildberries продажи бытовой техники за январь — ноябрь увеличились в два с лишним раза, а электроники — в два с половиной.