Балтийский транзит: почему туристы едут из Европы в Россию на автобусах
Количество автобусных маршрутов из России в зарубежные страны в 2023 году сократилось на 26% — с 435 до 321 по сравнению с прошлым годом, рассказали Forbes в «Росавтотрансе». Из Петербурга, например, в 2022-м отправлялись автобусы по 59 международным маршрутам, а теперь — только по 44.
В то же время пассажиропоток на некоторых направлениях стабильно растет. Например, за первые пять месяцев 2023 года из Калининграда в Европу выехали на автобусах более 20 000 пассажиров, на 36% больше, чем за тот же период прошлого года, по данным Калининградского автовокзала. Отсюда можно добраться в Латвию, Эстонию, Литву, Польшу и Германию.
У компании «Совавто», выполняющей рейсы из Петербурга в Хельсинки, пассажиропоток в 2023 году (до недавнего закрытия финской границы) увеличился на 40-50% по сравнению с 2019 годом. «За это время количество маршрутов не изменилось, но стало больше отправлений из-за того, что железнодорожные перевозки прекратились, а авиационные — усложнились и подорожали», — поясняет Сергей Петросян, заместитель генерального директора «Совавто». Автобусы, по его словам, — самая разумная альтернатива дорогим перелетам с пересадками в Стамбуле, Ереване или Белграде.
Загрузка рейсов стала более равномерной в течение года, а пассажиропоток вышел на допандемийный уровень, рассказал Forbes Андрей Волков, генеральный директор компании Ecolines RUS. На международных автобусах Ecolines, работающей в 19 странах, можно, например, добраться из Москвы в Берлин с одной пересадкой. Дорога, правда, займет 46 часов.
Многие пассажиры в 2023 году выбирали такой маршрут: доезжали на автобусе до аэропорта в Эстонии или Финляндии, а оттуда лоукостерами улетали в другие страны, говорит Волков. Поездка получалась бюджетной: билет на автобус из Петербурга в Таллин стоит 4800 рублей, а из Таллина за 8000-10 000 рублей можно улететь, например, в Амстердам (на рейсах Air Baltic, Norwegian, LOT, SAS).
Самым востребованным в 2023 году был рейс «Петербург — Хельсинки» — на него приходится 19% всего спроса на зарубежных направлениях, отмечает Никита Белов, директор по развитию автобусного рынка сервиса Tutu.ru. Билеты на этот топовый рейс подорожали на 20% по сравнению с 2022 годом, а средний чек составил 5485 рублей.
«Рекордно вырос спрос на автобус из Калининграда в польский город Гданьск, со 186-го места в нашем рейтинге он переместился на шестое», — говорит Белов. В топ-5 вошли рейсы «Петербург — Таллин», «Петербург — Минск», «Владикавказ — Тбилиси» и «Москва — Минск».
Регулярные автобусные рейсы на маршруте из Петербурга в Финляндию выполняли транспортные компании Lux Express, Ecolines, «Совавто», Baltic Shuttle. 18 ноября Финляндия закрыла все КПП на своей границе с Россией длиной более 1000 километров. После этого перевозчики сообщили, что отменили рейсы, а пассажирам предложили поменять билеты на другие направления — из Петербурга в Таллин или Минск.
Возвращенцы
В 2022-2023 годах кардинально изменился портрет пассажиров международных автобусов, рассказывает Волков. Раньше 90% клиентов были туристами: многие ездили из Питера в Финляндию на шопинг, в спа-центры или просто отдохнуть на выходные. В сентябре 2022 года страны Балтии, Польша и Финляндия закрыли въезд для россиян с туристическими визами. Сейчас большинство пассажиров едут к родственникам или по делам, у них есть двойное гражданство, вид на жительство в ЕС или прочие документы, которые дают право на пересечение границ.
Транспортную компанию могут оштрафовать на €3000, если она привезет на пограничный пункт пассажира, у которого нет права на пересечение границы Финляндии, рассказывают перевозчики. Поэтому работы у них прибавилось: в Ecoline, например, появился администратор, который проверяет документы пассажиров при посадке. Регулярно приходят люди с просроченными паспортами, странными бумажками, по которым их точно пограничники не пустят, рассказывает Волков: «Раньше они летели самолетами, теперь идут к нам».
Интересный тренд: возвращающихся в Россию пассажиров у автобусных операторов стало примерно в полтора раза больше, чем уезжающих из нее, рассказывает Волков. В этом году пассажиры освоили такой маршрут: в Европу летели через Турцию или Армению, а обратно возвращались на западных лоукостерах и автобусах через страны Балтии, Польшу и Финляндию. Обратная дорога обходилась им в разы дешевле. На рост «возвратного» потока обратили внимание и аналитики сервиса Tutu.ru: билетов на въезд в Россию теперь продается заметно больше, чем на выезд, говорит Никита Белов.
Но есть нюансы
Главные проблемы перевозчиков сейчас связаны с геополитическими причинами. «В Финляндии и Эстонии есть ограничения на обслуживание автобусов с российскими номерами, продажа запчастей также под санкциями, — уточняет Петросян. — Сложнее стало рассчитываться с западными партнерами — автовокзалами и билетными агрегаторами». Волков говорит, что вопрос обновления и ремонта автопарка в России (40 автобусов MAN) для его компании тоже актуален, и решать его теперь непросто.
Задержки на границах — один из основных неприятных моментов, с которыми сталкиваются перевозчики и пассажиры. За последний год у операторов появились новые клиенты, пересевшие с самолетов и поездов, — раньше они не пользовались автобусами, объясняет Волков. Для них стало открытием, что на границе надо выходить из автобуса с вещами, стоять в очередях, иногда часами ждать, когда проверят всех попутчиков.
Например, автобус «Москва — Рига» может добираться до места назначения больше суток из-за многочасовых ожиданий на границе. В 2023 году были случаи, когда прохождение через два пункта погранконтроля — российский и латвийский — занимало 24 часа. Иногда пассажиры не выдерживают: самостоятельно проходят через КПП и успевают сесть в предыдущий автобус того же перевозчика, рассказывают пользователи туристического «Форума Винского».
В транспортных компаниях надеются, что закрытие финской границы — временное и рейсы из Петербурга в Хельсинки они смогут запустить в следующем году. «Мы усилили эстонское и белорусское направления», — говорит Волков. Ecolines увеличил количество рейсов из Петербурга в Таллин: было два в день, стало четыре.
«Плюсы путешествий на автобусе — это не только цена, но и удобное время отправления и прибытия, большое количество городов, куда есть рейсы», — отмечает Никита Белов. Порой с водителем можно договориться, и он делает незапланированную остановку, чтобы пассажир вышел ближе к пункту назначения. «И, конечно, туалет и Wi-Fi в автобусе — тот минимум, без которого я бы не советовал отправляться в путь», — добавляет Петросян.