К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рост цен и война в Китае: что ожидает российский авторынок в 2024 году

Фото Сергея Булкина / NEWS.ru / TACC
Фото Сергея Булкина / NEWS.ru / TACC
В 2023 году российский авторынок пережил фазу бурного роста — и это после крупнейшего падения в 2022-м, связанного с уходом крупнейших иностранных автоконцернов и тотальным дефицитом иномарок. По итогам 2023 года в России может быть продано более 1 млн иномарок, в 2024-м продажи могут оказаться еще почти на 500 000 авто больше. Но рост рынка будут сдерживать повышение ключевой ставки и утильсбора. А настоящая битва за клиента развернется между китайскими производителями, уже анонсировавшими планы продать в России 1,2 млн автомобилей

По данным агентства «Автостат», в 2022 году в России было продано лишь 626 281 легковых автомобиля, что на 58,7% меньше, чем в 2021-м. Этот результат стал минимальным в новейшей истории: за последние 15 лет годовые продажи новых автомобилей в России не опускались ниже отметки в 1,5 млн единиц. Рекордные показатели были достигнуты в 2012 году, когда в России было продано 2,9 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. 

В 2023 году авторынок продемонстрировал бурный рост. По прогнозам директора «Автостата» Сергея Целикова, по итогам года продажи новых легковых автомобилей превысят 1 млн единиц. Аналогичного мнения придерживается и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев: «По итогам года будет продано около 1,05 млн легковых автомобилей».

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Рост рынка в 2023 году Мосеев связывает именно с низкой базой 2022-го, когда падение произошло из-за тотального дефицита автомобилей и резкого повышения цен. «Часть автолюбителей стояла на перепутье, — вспоминает директор розничных продаж АГ «Авилон» Илья Петров. — Во что выльется параллельный импорт? Вернутся ли привычные ранее бренды на наш рынок? Может быть стоит подождать? В итоге стало понятно, что никакого возвращения ждать не стоит, зато новые бренды и модели [из Китая] презентавались в изобилии».

 

Как росли цены

Сегодня одним из главных сдерживающих факторов на российском авторынке является не столько дефицит новых машин, считают опрошенные Forbes эксперты, сколько продолжающийся рост цен. По данным «Автостата», по итогам восьми месяцев 2022 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 2,29 млн рублей. «В сентябре-октябре средневзвешенная цена на легковой автомобиль остановилась уже на уровне 3 млн рублей, к концу года будет зафиксирована на уровне чуть ниже 3 млн рублей. Если считать с 2014 года, то цены на авто выросли в три раза», — рассказывает Целиков.

Рост цен продолжится и в новом году. Как заявили опрошенные Forbes представители дилерских центров, подорожание произойдет в первые же месяцы 2024-го и затронет почти все сегменты рынка. «С начала 2024 года ожидается рост стоимости новых автомобилей до 10% практически во всех сегментах. Многие производители заинтересованы в увеличении стоимости авто, так как хотят установить баланс между ценами и текущим курсом валют», — говорит гендиректор «АвтоСпецЦентра» Андрей Терлюкевич. С ним согласен глава «Автодома» Андрей Ольховский, чья компания ожидает «роста стоимости автомобилей почти у всех брендов». По словам Ольховского, большинство производителей хотели бы поднять цены уже в текущем году, «но не испытывают желания остаться с повышенной ценой в одиночестве».

 

Хотя большинство автоконцернов в декабре не заявляли о повышении цен, некоторые все равно увеличили прайсы на следующий год, добавляет основатель автомобильного маркетплейса FRESH Денис Мигаль: «Например, Lada Niva Legend и Niva Travel 2024 года в новом году будут стоить на 100 000 рублей и 26 000 рублей дороже. В среднем стоимость новых автомобилей всех брендов в следующем году может увеличиться до 25%». Основные предпосылки удорожания, по мнению Мигаля — это рост ключевой ставки, повышение утильсбора, сохраняющиеся проблемы с логистикой и растаможиванием автомобилей, а также дефицит новых авто на рынке.

Китайская битва

«В 2023 году на российском авторынке произошел настоящий передел, — утверждает Целиков из «Автостата». — Практически все автомобили, завезенные до «спецоперации»*, были проданы. Рынок поделили «Автоваз» и китайские бренды». По данным «Автостата», в феврале 2022 года китайские бренды занимали лишь 9% российского рынка. В январе 2023-го их доля выросла до 38%, а в декабре уже приближается к 60%.

До 2023 года в России официально было представлено порядка 16 китайских брендов (такие как Haval, Chery, Geely и другие). По подсчетам аналитиков «Автостат», только в 2023 году на российский рынок официально вышли еще 19 новых китайских брендов — BAIC, Haima, Hongqi, Jetour, Kaiyi, Livan, Jetta, SWM, TANK, JAECOO, ORA, Wey, AITO, Forthing, Lixiang, Rising, Venucia, Voyah, Skywell. Есть бренды, автомобили которых продаются неофициально, например, Zeekr, Avatr и BYD — таких «Автостат» насчитал более 20.

 

Что же касается моделей, то только официально работающие китайские бренды в 2023 году предложили россиянам почти 100 новых моделей. А с учетом моделей, поставляемых при помощи параллельного импорта, их общее число составило уже не одну сотню, считают в «Автостат». «Количество дилерских центров китайских брендов за последние годы утроилось, до «спецоперации» их было порядка 700, а сейчас уже более 2000. В России не осталось ни одного дилера, в портфеле у которого не было бы «китайца», — добавляет Целиков.

«Китайские бренды готовятся к настоящей битве в следующем году. У них большие планы на Россию», — говорит Мосеев из проекта «Автомаркетолог». По его информации компании из Китая в 2024 году планируют продать в России 1,2 млн новых легковых автомобилей. К примеру, Chery собирается реализовать на рынке не менее 200 000 машин, Changan — 180 000, Haval — 150 000, Geely — 110 000. «Фактически они хотят удвоить свою долю, ведь по итогам 2023 года совокупно китайские бренды продадут порядка 530 000 машин», — знает Мосеев. Но продать такое количество китайских машин будет сложно, добавляет эксперт, — спрос охлаждается из-за запредельно высоких кредитных ставок.

Но китайские бренды сдаваться не собираются, а ценовая битва уже началась. С ноября 2023 года китайские автомобили внезапно подешевели, писал «Коммерсантъ». Автодилеры сообщали, что диапазон скидок в среднем варьируется от 100 000 до 200 000 рублей, а по отдельным моделям снижение цен может достигать и 500 000 рублей. Дилеры объясняли это дополнительной поддержкой от самих импортеров. Это принесло плоды. «Мы наблюдаем рост клиентского трафика в последний месяц года, прирост составляет от 7 до 10% в зависимости от локации», — говорит Мигаль из FRESH. «Спрос на автомобили китайских брендов стабильно хороший. Этому, в частности, способствуют развитие официальных дилерских сетей по многим маркам, гарантия на автомобили, богатый выбор новинок, и, конечно, их высокотехнологичность и дизайн», — добавляет Петров из «Авилона».

«Автоваз» без конкурентов

Лидер российского автопрома — «Автоваз» — старается достойно сопротивляться нашествию китайских бредов. «Нужно понимать, что сегмент автомобилей стоимостью от 1 млн до 2,5 млн рублей фактически пустой, — рассуждает Целиков. — У «Автоваза» [на нем] просто нет конкурентов».

В октябре 2023 года продажи Lada в России показали лучший результат не только за год, но и за последние 10 лет. Всего было продано 40 912 пассажирских и коммерческих автомобилей, что на 113,7% больше, чем в октябре 2022 года. Согласно собственным оценкам, рыночная доля Lada в сегменте легковых автомобилей в октябре 2023 года составила 40%.

 

«Автоваз» пока лидер в нижнем ценовом сегменте рынка: большинство машин Lada можно приобрести по цене около 1 млн рублей, например, не очень технологичную, но доступную модель Granta, в то время как средняя цена китайского автомобиля стартует от 2 млн рублей, — делится с Forbes представитель столичного дилера, специализирующегося на отечественных авто. — Но «Автоваз» постепенно наращивает производство и несколько более современной Lada Vesta. Одновременно в салонах остаются пусть и достаточно устаревшие, но востребованные внедорожники Lada Niva Legend и Niva Travel».

«Для «Автоваза» важно не играться с ценами, нужно держать их, — рассуждает Целиков. — За 1,5-1,8 млн рублей машины брать еще будут, если цена поднимется до 2 млн рублей — спрос упадет». Но цены «Автоваз» все же повышает. Как выяснили эксперты «Автостата», с ноября 2023 года рост цен на автомобили «Автоваза» составил от 64 000 рублей до 106 000 рублей (или на 4,6-9,7%) в зависимости от модели. Так, в последний осенний месяц бестселлер российского рынка — Lada Granta — стал дороже на 64 000 рублей. Кросс-версия «Гранты» подорожала на 79 000 рублей, а ее «спортивные» модификации — на 84 000 рублей. Седаны Lada Vesta (кроме базовой комплектации с 90-сильным мотором) и Vesta Cross стали дороже на 83 000–91 000 рублей. Примерно на столько же подорожало все семейство внедорожника Lada Niva Legend. Самую большую прибавку в цене получил внедорожник Lada Niva Travel — 106 000 рублей.

Что будет с рынком

Рынок новых легковых автомобилей в России в 2024 году может составить от 1 млн до 1,48 млн машин, предполагает Целиков. По его словам, «Автостат» просчитал три сценария развития отрасли на будущий год. В пессимистичном сценарии продажи снизятся примерно на 10% от значений 2023 года (до 1 млн машин). Базовый вариант предполагает рост на 24%, до 1,25 млн штук, оптимистичный — рост на 36%, до 1,48 млн машин.

Мигаль ожидает, что продажи в 2024 году вырастут до 1,5 млн единиц. Но, по его словам, все будет зависеть от ценообразования со стороны автоконцернов, льготных госпрограмм или специальных предложений от производителей, а также от курса рубля, уровень которого значительно влияет на стоимость новых автомобилей. «Если он [курс] останется на уровне 90-100 рублей, то новые машины могут стать дороже на 20-40%, — прогнозирует Мигаль. — Скорее всего, в 2024 году сохранится тенденция повышенного спроса на автомобили с пробегом, так как спрос на новые автомобили сейчас по-прежнему превышает предложение. Или благодаря продолжающейся экспансии брендов из КНР цены на новые авто смогут снизиться из-за роста конкуренции между китайскими марками на российском рынке».

 

«В 2024 году при сохранении текущей ключевой ставки рынок будет стагнировать, возможен небольшой рост лишь в ряде сегментов, — пессимистичен Ольховский. — Ранее мы прогнозировали роста рынка до 1,3 млн авто. Но в настоящее время, с учетом прогноза Банка России по уровню ключевой ставки в I полугодии 2024 года, мой прогноз — 1,2 млн легковых авто».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+