Правкомиссия одобрила законопроекты о режиме международных ТОР для Дальнего Востока
Правительственная комиссия одобрила создание нового преференциального режима — международных территорий опережающего развития для Дальнего Востока. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары «с высокой добавленной стоимостью». Новым льготным режимом предполагается дополнить закон о ТОР
Два законопроекта об условиях создания и работы международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке одобрила правительственная комиссия по законопроектной деятельности, пишет РБК со ссылкой на источник, близкий к комиссии. В пресс-службе правительства сообщили, что проекты одобрены для последующего рассмотрения на заседании кабмина.
Законопроекты были внесены Министерством по развитию Дальнего Востока. В России действует несколько преференциальных режимов — свободные экономические зоны (ОЭЗ), ТОР, свободный порт Владивосток и другие. Пунктом о МТОР планируется дополнить действующий закон о ТОР. Ранее глава Минвостокразвития Алексей Чекунков сообщил, что законопроект о создании МТОР может быть принят Госдумой до конца 2023 года. Минвостокразвития готовит предложения по созданию межправительственных соглашений с основными партнерами для создания международных ТОР, сказал он в ноябре.
В документах целью создания МТОР названа реализация «совместных с иностранными партнерами инвестиционных проектов». Из первого законопроекта, одобренного правительственной комиссией 18 декабря, следует:
- МТОР можно будет создать после 1 апреля 2024 года.
- Они смогут действовать в границах одного региона, входящего в Дальневосточный федеральный округ (всего 11 регионов, более 40% площади России).
- У МТОР будет наблюдательный совет (его состав определит правительство) и управляющая компания.
- Сама МТОР должна на 100% принадлежать правительству.
- Функции по управлению МТОР могут быть возложены на ее дочернюю компанию, в которой до 49% может принадлежать иностранцам.
- МТОР может быть создана путем заключения международного договора.
- Резидентами МТОР могут быть российские компании с участием иностранных граждан и юрлиц. Публичный доступ к сведениям из ЕГРЮЛ о таких резидентах может быть ограничен по их заявлениям.
- Инвестпроект в МТОР согласовывается президиумом правкомиссии по развитию Дальнего Востока (ее глава — вице-президент, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев) с учетом заключения Минпромторга.
- Резидент МТОР должен инвестировать не менее 500 млн рублей в проект и производить продукцию «с высокой добавленной стоимостью».
- Инфраструктура МТОР может быть построена при участии федерального бюджета (путем внесения средств правительством в уставный капитал управляющей компании, субсидирования инвесторам ставки по кредитам или создания объектов инфраструктуры).
Вторым законопроектом предлагается установить налоговые льготы для резидентов МТОР на Дальнем Востоке:
- Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, — 0% сроком на десять лет (вместо общих 3%, которые до 2030 года поступают в федеральный бюджет).
- Ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет региона, может быть снижена вплоть до нуля (вместо стандартных 17% до 2030 года) также на срок десять лет.
- Пониженный тариф страховых взносов — 7,6% с выплат, не превышающих предельную базу, и 0% с выплат свыше предела.
Определить, что значит «продукция с высокой добавленной стоимостью», предстоит Минпромторгу по методике, которую примет правительство. В более ранней версии проекта от участников МТОР требовалось выпускать «высокотехнологичную продукцию с высокой добавленной стоимостью». Весной 2023 года, когда Минвостокразвития размещало законопроект для общественного обсуждения, в нем оговаривалось, что в МТОР реализуются проекты, совместные с инвесторами из «дружественных» стран. В одобренной правкомиссией редакции такого ограничения нет, отмечает РБК. «Отсутствие понятия «дружественные страны» является одним из изменений, расширяющих круг инвесторов», — объяснила член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
Директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов назвал две точки пересечения бизнес-интересов России и Китая, к которым может быть применим новый преференциальный режим. Это Благовещенск и граничащий с ним через Амур китайский Хэйхэ, а также Хабаровск и китайский Фуюань, которые граничат на острове Большой Уссурийский. Ведущий научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Евгений Куценко считает эволюцию режима ТОР вполне логичной.
По его словам, действующие ТОР в основном работали на привлечение местных инвесторов, а их успехи на поприще привлечения иностранных инвесторов и высококвалифицированных специалистов очень скромны. МТОР логично ориентировать прежде всего на Китай из-за его близости, наличия у него технологий и рынков сбыта для готовой продукции, — в них могла бы развиваться пищевая промышленность, сборка автомобилей и бытовой техники, деревообрабатывающие предприятия, считает Куценко.
Появление МТОР для привлечения партнеров и технологий из «дружественных» стран было анонсировано в сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме. Идея обсуждалась с Белоруссией, Казахстаном, Монголией, Китаем, Индией, Вьетнамом, с российской стороны предложения представили Приморский, Хабаровский и Забайкальский края, Амурская и Еврейская автономная области. ТОР — это зоны со льготными налоговыми и административными условиями. Закон о создании таких территорий вступил в силу в 2015 году. В первую очередь ТОРы появились на Дальнем Востоке. Сейчас их в России более 100.