В ноябре 2023 года совокупная выручка фитнес-отрасли выросла на 12,7% в годовом выражении. Общий оборот отрасли по итогам 11 месяцев составил 157,1 млрд рублей. Об этом говорится в исследовании Национального фитнес-сообщества (НФС), которое включает более 2700 фитнес-клубов из 85 регионов России. С ним ознакомился Forbes.
Все ключевые показатели отрасли по итогам ноября демонстрируют уверенный рост. Продажи клубных карт и абонементов оказались выше показателей 2019 года на 11,3% и на 14,2% — выше ноября 2022 года. Реализация дополнительных услуг на 7,3% опередила результаты ноября 2019 году и на 9,7% — 2022-го. В ноябре фитнес-клубы посетило на 3,2% больше клиентов, чем в докризисном 2019 году, и на 9,4% больше, чем в прошлом году.
«Цифры радуют, но индустрия испытывает недостаток в потребительской активности, да и сами игроки сетуют на низкий уровень притока новых клиентов, — рассуждает глава НФС Елена Силина. — Это связано с несколькими факторами: снижением платежеспособности населения в связи с инфляцией и ростом цен на товары первой необходимости, низким уровнем доходов и сокращением бюджета, а также проблемами из-за «спецоперации»* в ряде приграничных регионов».
По словам Силиной, отрасль пока «дрейфует в минимальных значениях прироста». Новые заведения открываются не часто и к тому же с минимальным уровнем инвестиций. По данным НФС, за 11 месяцев 2023 года в России открылись 612 фитнес-объектов и закрылись 217. Среди открытых объектов преобладают небольшие студийные форматы (около 78% от общего количества), около 12% приходится на классические широкоформатные клубы без бассейна и всего лишь около 10% — на крупные многофункциональные объекты.
Расчеты НФС подтверждают и участники рынка. Генеральный директор World Class Николай Прянишников отмечает, что продажи клубных карт по итогам ноября показали рост и к 2019, и к 2022 году (конкретных цифр он не называет). Положительные результаты, он связывает с открытием новых клубов. Продажи дополнительных услуг у World Class выросли на 14% к 2019 году и на 24% — к 2022-му. «Индустрия потихоньку восстанавливается после всех потрясений и вызовов последних трех лет, так что динамика положительная, — говорит Прянишников. — Сейчас можно подводить итоги года и строить планы. Например, в будущем году будем активно развивать диджитал-направление. В новой версии клиентского мобильного приложения клиенты могут ставить личные цели, отслеживать свою активность, публиковать сториз. Кстати, 80% клиентской базы уже пользуются цифровыми продуктами. Выходим на выручку более 100 млн рублей через действующее мобильное приложение».
«Посещаемость в ноябре сезонно высокая, продажи карт на 19,6% выше, чем в ноябре прошлого года, и на 5,4% выше по сравнению с доковидным 2019 годом», — довольна результатами сети Xfit ее генеральный директор Ирина Туманова. Ситуация выглядела бы вполне позитивно, если бы не полное, по ее словам, фиаско с продажей дополнительных фитнес-услуг. Персональные тренировки и фан-клубы просели на 5% в сравнении с 2022 годом и почти на 20%, если сравнивать с 2019 годом. И причины, по словам Тумановой, общие для всего рынка: у домохозяйств нет лишних денег на что-то кроме базового набора фитнес-услуг. «Люди настолько ограничены в средствах, что игнорируют специальные предложения на покупку блоков тренировок с большой скидкой, — сетует она. — Вся надежда на декабрь, как правило, карты на фитнес и блоки персональных тренировок с удовольствием дарят родным и друзьям».
Превысили докризисные показатели (в среднем на 25%) и в сети клубов Drive Fitness, рассказывает ее гендиректор Роман Вальчук. «Пока основная проблема — ключевая ставка. Предполагаю, что будет и дальше продолжаться рост в пределах 1-2 п. п., думаю на 2024 год придется «аппетиты» по новым локациям и инвестированию поумерить, переключиться на иные, не такие капиталоемкие проекты, как строили ранее», — делится он.
Силина говорит, что год стал наилучшим для отрасли в сравнении с предыдущими, а оборот фитнес-рынка в России к концу года превысит 170 млрд рублей. «Игрокам следует и дальше работать над увеличением динамики роста отрасли, необходимо формировать точечную систему клиентской лояльности и учитывать особенности всех целевых групп, поднимать базу всех тех, кто раннее тренировался в фитнес-клубе, но по каким-то причинам перестал посещать клуб и продлевать членство, находить новые инструменты поощрения и мотивации для них и потенциальных клиентов», — советует она.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.