К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Похудеть по-персидски: в России испытывают иранское лекарство от диабета и аппетита

Фото Александра Демьянчука / ТАСС
Фото Александра Демьянчука / ТАСС
Иранская фармкомпания CinnaGen проводит в России клинические испытания препарата от диабета второго типа. В последнее время таких лекарств стало не хватать. Особенность лекарства еще и в том, что оно способствует снижению массы тела, а поэтому пользуется популярностью у людей, стремящихся похудеть. В перспективе препарат может заменить аналогичные лекарства, например популярный «Оземпик» от Novo Nordisk

Находящиеся под жесткими санкциями государства — Россия и Иран — укрепляют экономические связи. Россия традиционно поставляет Тегерану зерно, лес, промышленную продукцию, Иран отправляет в Россию фрукты, орехи, черные металлы, стройматериалы. 22 ноября в петербуржском Институте мозга человека имени Бехтеревой начались клинические испытания препарата «Лираглутид» (с одноименным действующим веществом) иранской группы компаний CinnaGen.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

В испытаниях участвуют 60 взрослых добровольцев, они продлятся до 1 октября 2024 года и должны доказать, что иранское лекарство полностью соответствует качествам препаратов «Виктоза» и «Саксенда», также содержащих лираглутид. «Виктоза» и «Саксенда» предназначены для лечения пациентов с сахарным диабетом второго типа. Они снижают концентрацию глюкозы в крови и при этом способствуют уменьшению веса тела и жировой массы. Происходит это за счет мягкого подавления аппетита. Аналогичным образом действует и еще один препарат от Novo Nordisk — «Оземпик» (действующее вещество — семаглутид), а также «Трулисити» (действующее вещество — дулаглутид, выпускается американской Eli Lilly & Company). Эти препараты пользуются популярностью не только у больных диабетом, но и у желающих похудеть. Однако в последнее время таких лекарств стало в России не хватать.

Весеннее обострение

Весной 2023 года «Оземпик» привлек внимание СМИ. В марте правоохранительные органы обнаружили, что лекарство от диабета второго типа в отдельных аптеках продавали в два-три раза дороже рекомендованной цены. «Оземпик» входит в перечень жизненно важных лекарств и должен продаваться в рознице не дороже 7700 рублей за упаковку с учетом НДС. Тем не менее в апреле его цена доходила до 17 000–20 000 рублей. 

 

Секрет ажиотажа прост. Еще в марте Nova Nordisk известила Росздравнадзор, что планирует прекратить поставки «Оземпика» в Россию в декабре 2023 года. В преддверии дефицита спрос на все препараты, обладающие свойством снижать концентрацию глюкозы в крови, стал расти. Одновременно снижалась и их доступность.

Так, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов рассказывает Forbes, что Nova Nordisk последний раз поставляла «Виктозу» в Россию в ноябре 2022 года, а «Саксенду» за весь 2023-й отгрузила двумя небольшими партиями: в апреле и августе. В целом в январе — октябре 2023 года поставки препаратов на основе лираглутида сократились на 87% год к году. Общий объем рынка препаратов на основе семаглутида и дулаглутида, включая «Оземпик», за январь — октябрь Беспалов оценивает в 2,06 млрд рублей, на 70% меньше, чем в 2022-м. Всего, по сведениям Беспалова, было реализовано порядка 169 000 упаковок таких препаратов — на 78% меньше, чем годом ранее.

 

Но пока «Виктоза» и «Саксенда» от Novo Nordiks в московских аптеках есть. Судя по сайту одной из крупнейших аптечных сетей, АСНА, «Виктоза» имеется в продаже по цене 13 200 рублей за упаковку, «Саксенда» — по 17 450 рублей. В декабре, по данным сайта Megapteka.ru, в Москве все еще можно было найти и «Оземпик» — по цене от 20 500 рублей за упаковку. Проблема в том, что отказ от подобных препаратов чреват так называемым ребаунд-эффектом, когда симптомы заболевания резко возвращаются. 

Пробный шар

«В случае с лираглутидом мы поняли, что этого продукта остро не хватает в России, — говорит в интервью Forbes основательница и председатель совета директоров CinnaGen Халех Хамедифар. — И поскольку мы считаем, что никакая политическая ситуация не может ограничивать доступ пациентов к терапевтическим товарам, мы разработали план срочных действий по регистрации [его в России] и поставкам этого продукта в нынешнее беспрецедентное время».

В портфеле CinnaGen Co есть очень сложные и самые современные препараты — моноклональные антитела экулизумаб, пембролизумаб, окрелизумаб, которые распознают и борются с опухолевыми клетками, аутоиммунными болезнями, вирусами, бактериями и так далее. Беспалов из RNC Pharma оценивает объем этой части российского рынка в январе — октябре 2023 года в 183,2 млрд рублей (в ценах дистрибьюторов, включая НДС). «Это примерно на 11% меньше, чем за аналогичный период 2022 года, — говорит он. — В прошлом году многие препараты приобретались в запас, и часть из них использовалась в этом году».

 

Тем не менее CinnaGen выбрала для выхода в Россию другой, гораздо меньший сегмент фармрынка — препараты от диабета второго типа. Она тестирует рынок, считают собеседники Forbes. «Сейчас на рынке объективный дефицит этих препаратов, — говорит Беспалов. — Правда, речь идет прежде всего об использовании их не по прямым показаниям, а для борьбы с лишним весом».

Российские компании тоже не теряют времени даром. В начале октября Минздрав выдал компании «Герофарм» регистрационное удостоверение на «Семавик» (семаглутид) — дженерик «Оземпика». Правда, для выхода на рынок отечественного дженерика требуется его принудительное лицензирование, поскольку патент Nova Nordiks действует до 2035 года. Группа компаний «Промомед» получила в октябре регистрационное удостоверение на «Квинлиро» — дженерик «Виктозы» (лираглутид). Для выхода на рынок этого дженерика препятствий нет: патентная защита «Виктозы» истекла в 2022 году. Беспалов напоминает, что в октябре 2023 года на рынке появился препарат «Энлигрия», также на основе лираглутида, от «Промомеда». Эксперт считает, что компания будет стараться максимально нарастить объем продаж: «Они за один месяц уже поставили порядка 8400 упаковок, а в ближайшее время могут занять серьезную долю рынка, пока не вышли российские аналоги».

CinnaGen также решила начать с лираглутида, у которого закончилась патентная защита. «Какое-то время будет сохраняться ситуация, когда спрос кратно превышает объем производства, — предполагает Беспалов. — Так что выбор именно этой молекулы вполне понятен: здесь можно довольно быстро занять приличную рыночную долю в продукте с очень хорошей маржинальностью и перспективами взрывообразного роста в ближайшие полгода. Еще один важный момент заключается в том, что основные продажи будут сосредоточены на розничном рынке, на котором кто успеет первым, предложит конкурентную цену и обеспечит хорошую дистрибуцию — тот и выиграет». По мнению Беспалова, иранцы сделали правильную ставку. «Каких-то сверхрезультатов я бы не прогнозировал: скорее всего, они смогут претендовать на 10-15% рынка лираглутида в лучшем случае, — говорит он. — И то при условии активного продвижения, но в целом они могут и дальше расширять свое присутствие, в том числе со сложными молекулами на рынке госзакупок, но для этого им, вероятнее всего, понадобится российский партнер».

Хамедифар из CinnaGen отмечает, что ее «группа компаний присутствует на российском рынке уже более 10 лет».
Первый и пока единственный препарат — «СинноВекс» (МНН — интерферон бета-1) от рассеянного склероза был зарегистрирован  Росздравнадзором еще в 2010 году (владелец регистрационного удостоверения — российская «СИА Интернейшнл»). В январе — октябре 2023 года «СинноВекс», по подсчетам RNC Pharma, занимает в группе аналогичных препаратов около 48%, а лидирует российский Biocad с препаратом «Тебериф» (48,6%). Но в прошлом году было другое соотношение: «СинноВекс» занимал 24%, а «Тебериф» — порядка 70%.

Нужно ли ожидать прихода и других иранских компаний на российский фармацевтический рынок? «Это вряд ли будет массовая история, — считает Беспалов. — У них достаточно развитый фармпром, но российские фармкомпании их объективно опережают с точки зрения технологичности, а в отношении зависимости от поставок сырья и комплектующих у них все сложно, потому что страна находится под разнообразными санкциями».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+