Эксперты центра при кабмине объяснили нехватку водителей такси «влиянием мобилизации»
Число водителей такси в России за два года сократилось почти на 14%, а за пределами городов-миллионников снижение достигает 44%, сообщили в Аналитическом центре при правительстве. По его оценке, дефицит водителей в отрасли составляет 72 000 человек. Эксперты центра объясняют это ростом издержек, оттоком мигрантов и «влиянием мобилизации»
Нехватка водителей такси в России по состоянию на сентябрь 2023 года составила 72 000 человек, говорится в поступившем Forbes исследовании Аналитического центра при правительстве. Число действующих разрешений на таксомоторную деятельность с 2021 года сократилось на 13,6%, число водителей падает практически во всех регионах, констатировали эксперты центра. При этом за пределами городов-миллионников снижение числа водителей может достигать 36-44%, указали они.
Дефицит водителей связан в первую очередь с растущими финансовыми и административными издержками, говорится в исследовании. «Дефицит автомобилей такси составляет 21,4% относительно уровня 2021 года. Особенно сильна нехватка автомобилей в классе эконом, что вызвано фактическим отсутствием на рынке доступных по цене моделей», — отмечается там же.
Расходы водителей с 2021 года выросли на 47%, что сказывается на стоимости поездок. Поэтому количество водителей растет только в Москве, Санкт-Петербурге и их агломерациях, где потребители менее чувствительны к повышению цен и таксисты могут компенсировать растущие расходы без снижения спроса.
К нехватке водителей в крупных городах, по их мнению, привел отток мигрантов. «Также на снижении числа водителей сказалось влияние мобилизации и перетока кадров в другие сферы экономики», — отметили эксперты Аналитического центра при правительстве. По их словам, последствия мобилизации и ухода кадров в другие сферы сильнее проявились в регионах.
Чтобы мотивировать водителей оставаться в отрасли, рынок вынужден адаптировать цены к растущим издержкам. В результате средняя стоимость поездки с 2021 года увеличилась на 23-29%. При этом доля доходов водителей от общей выручки с тех пор не изменилась и составляет порядка 47% без учета налогов, заявили аналитики.
Главный эксперт Управления транспорта и строительства Аналитического центра при правительстве Алексей Зомарев отметил, что в регионах ситуация с дефицитом водителей особенно сложная, поскольку «такси [там] обеспечивает транспортную доступность иногда на безальтернативной основе и является источником дохода тысяч семей». В регионах же наблюдается «максимальное снижение числа поездок и сокращение числа водителей», добавил он.
Ранее аналитики «Яндекс Такси» заявили, что для нормализации цен на услуги такси в России отрасли дополнительно необходимы около 80 000 водителей по всей стране. Они отметили, что «нарастающий дефицит водителей» стал одним из главных факторов, вызвавших рост цен на услуги такси в 2023 году на 17–27%.
Об угрозах мобилизации для рынка труда в декабре 2022 года предупреждал Центробанк. Регулятор указывал, что нехватка кадров во многих отраслях станет одним из экономических последствий частичной мобилизации, которая была объявлена в сентябре прошлого года, месяц спустя власти сообщили о ее завершении, при этом указ о ней продолжает действовать. ЦБ тогда отметил, что безработица в стране обновила исторический минимум.