Wildberries рассказал о приговорах по делу о хищении 385 млн рублей с площадки
По делу о хищении со счетов Wildberries более 385 млн рублей в 2021 году к уголовной ответственности привлекли девять человек, еще пятерым — предъявлены обвинения, они ждут решений судов, сообщили РБК в маркетплейсе. Всего в мошеннической схеме были задействованы 50 человек. По другим участникам расследование продолжается
Девяти мошенникам суды вынесли приговоры по делу о хищении в мае 2021 года более 385 млн рублей со счетов компании Wildberries, пятеро ждут вынесения приговора, сообщили РБК в компании. Wildberries тогда атаковала группа из 50 человек, расследование в их отношении продолжается. Эксперты и участники рынка отмечают, что схема была характерна только для Wildberries и уже не актуальна.
В апреле 2021 года схема была опробована на нескольких операциях на мелкие суммы. В мае того же года после крупной атаки Wildberries обнаружил обман. В июне маркетплейс подал заявление в УВД по СЗАО Москвы о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере. Собеседник издания рассказал, что суды над участниками мошеннической схемы проходят там, где совершались хищения. Приговоры четырем участникам выносились в Москве, трем — в Казани, двум — в Чувашии. По словам представителя компании, организаторы схемы ранее были судимы, а некоторые группы других участников состоят из супругов и близких родственников, объединившихся для хищений.
За два года следствия трое подозреваемых умерли, еще несколько человек покинули страну, уточнил он. Расследование уголовного дела продолжается, принимаются меры к задержанию остальных участников схемы, уточнил собеседник издания. Он добавил, что личности и связи всех, кого еще не привлекли к уголовной ответственности, установлены. РБК направил запрос в пресс-службы Главного управления МВД и ГСУ СК по Москве.
Схема была построена на уязвимости системы оплаты Wildberries. Мошенники открывали на площадке свой магазин, наполняли его несуществующими цифровыми товарами по завышенным ценам: сертификаты на туристические поездки, прыжки с парашютом, обучение игре на гитаре и другими. После этого они оформляли покупку своего же товара на портале Wildberries, но оплату не производили. Внутренняя система Wildberries фиксировала факт покупки и переводила собственные денежные средства поставщикам-мошенникам за несуществующий товар, полагая, что деньги за заказ уже поступили на счет компании. Мошенники, получив деньги на счета, обналичивали их.
Например, Вахитовский районный суд Казани признал виновными супругов Юлию и Владимира Беляевых. Они продавали на Wildberries фиктивные услуги — «Сертификат на поездку на круизный лайнер», «Эксклюзивный поход в Антарктиду» и «путевки» в Гималаи, на Эверест и в Сибирь стоимостью 150 000 рублей. Пара через связанных с ними лиц оформила закупку 171 услуги на общую сумму 23 млн рублей. Суд приговорил Беляеву к условному сроку на три года, ее мужа осудили на пять лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Суд обязал супругов вернуть маркетплейсу полную сумму ущерба.
По словам представителя Wildberries, некоторые ИП и юрлица, которые привлекались к участию в мошеннической схеме, были ликвидированы и сняты с налогового учета, однако это не помешало следователям привлекать к ответственности виновных лиц. Собеседник добавил, что несколько участников схемы сами обратились в Wildberries: они объяснили, что были введены в заблуждение и выразили готовность возместить ущерб и сотрудничать со следствием. В этом случае суды избрали меру наказания, не связанную с лишением свободы. Сумму возмещенного ущерба представитель маркетплейса не раскрыл, сославшись на интересы следствия. Источник РБК на рынке интернет-торговли пояснил, что описанная мошенническая схема была характерна только для Wildberries.
Мошенническая схема трехлетней давности уже неактуальна, сказал президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, но мошенники продолжают изобретать способы обмана. По его словам, такие ситуации не только наносят материальный ущерб покупателям, «но в конечном итоге это еще и удар по добросовестным предпринимателям». В Wildberries отметили, что случаев подобного рода сейчас нет, а в компании продолжают усиливать информационную безопасность платформы.
Есть план действий, который предусматривает как несколько уровней аутентификации продавцов или пользователей, так и другие способы предотвращения несанкционированного доступа к данным пользователей Wildberries, отметили в маркетплейсе. «Это не получится сделать одномоментно, так как нам важно не нарушить существующую архитектуру системы», — сказали в компании. По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в таких ситуациях важно, чтобы виновные были найдены и понесли соответствующее наказание. Финансовые интересы маркетплейса пострадали, но «ситуацию удалось выявить относительно вовремя, сделать контролируемой и уже частично возместить ущерб», добавил аналитик.