Правительство отказалось от идеи ЛДПР ввести предельные цены для бензина и дизеля
Правительство не поддержало ограничение цен на бензин и дизель. Введение такой меры на внутреннем рынке приведет к искажению рыночного ценообразования, дестимулирует инвестиции в модернизацию НПЗ и развитие сетей АЗС, отмечается в проекте отзыва на законопроект, внесенный осенью депутатами ЛДПР. Если просто установить верхний предел цен, то можно вызвать хронический дефицит топлива, считают эксперты
Правительство отказалось поддержать инициативу группы депутатов от ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким об установлении правительством предельно допустимых розничных цен на бензин и дизель, сообщают «Известия» со ссылкой на проект отзыва кабмина. В нем отмечается, что введение госрегулирования цен приведет «к искажению свободного рыночного ценообразования, дестимулирует инвестиции в модернизацию НПЗ и развитие сетей АЗС».
Оно также «создаст ситуацию недостаточности стимулов поставок топлива на внутренний рынок, что в свою очередь создаст предпосылки возникновения дефицита» и приведет к неконтролируемому росту цен, говорится в проекте отзыва на законопроект за подписью вице-премьера и руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко. В аппарате Григоренко подтвердили подготовку отзыва, но отметили, что документ «еще готовится». «Он будет направлен в Госдуму после завершения его подготовки», — сказали в аппарате.
Проект отзыва правительства, с которым ознакомились «Известия», подготовило Минэкономразвития. В письме за подписью первого замминистра Ильи Торосова (имеется в распоряжении издания) отмечается, что законопроект «рассматривался Минэкономразвития в рамках подготовки на него проекта официального отзыва правительства, в соответствии с которым законопроект не поддерживается». Письмом от 2 ноября Минэкономразвития с замечаниями согласовало проект отзыва.
В инициативе депутатов от ЛДПР под предельно допустимыми понимались розничные цены, выше которых это топливо не может быть реализовано потребителям. Срок их действия не должен составлять менее трех лет и более пяти лет, если иное не установлено правительством, оговаривалось в законопроекте. Изменения предлагалось внести в закон об основах государственного регулирования торговой деятельности с вступлением их в силу с 1 января 2024 года. В проекте отзыва кабмина говорится, что прилагаемые к законопроекту материалы не содержат никакого анализа и оценки влияния введения предлагаемых мер на розничные рынки бензина и дизеля. В нем отмечается, что «хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную продажу товаров, самостоятельно принимают решения о ценах на них».
Заместитель председателя набсовета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев считает, что переход к госрегулированию цен в одной отрасли невозможен — необходим комплексный подход. Он согласился с регуляторами, что переход к госрегулированию может грозить и закрытием независимых АЗС, и возникновением дефицита топлива. По мнению собеседника газеты, выдвижение однозначно непроходного законопроекта — это «пиар, рассчитанный на неинформированного избирателя».
Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов рассказал, что введение регулируемых цен потребовало бы глубокого перестроения налоговой системы. К примеру, пришлось бы пересмотреть главу 22 («Акцизы») и статью 200 («Налоговые вычеты») Налогового кодекса, а также доходную часть бюджета страны. Фролов добавил, что в стране уже работает система, устанавливающая верхний предел роста, — договоренность с нефтяными компаниями о том, что розничные цены на автобензин и дизельное топливо не должны расти выше уровня инфляции.
Соглашение сдержало розничную стоимость в этом году, отметил собеседник. По его мнению, к инициативе о верхнем пределе стоимости «неплохо было бы придумать иной принцип ценообразования в оптовом сегменте». В противном случае это «может вызвать хронический дефицит топлива», подытожил он.