С рельс на гусеницы: Уралвагонзавод сокращает выпуск вагонов в пользу оборонки
По итогам 2022 года Уралвагонзавод (УВЗ, входит в группу «Ростех») почти вдвое сократил выпуск грузовых вагонов, свидетельствуют данные информационного агентства Rollingstock (есть у Forbes). Производство упало на 47,8%, до 7200 единиц, а доля предприятия на рынке снизилась с 21,9% до 14,4%. В 2021 году выпуск грузовых вагонов на УВЗ увеличивался — всего на 28,4%, до 13 800 единиц. Одна из причин прошлогоднего падения — после начала «спецоперации»* на Украине УВЗ в значительной мере переориентировался на гособоронзаказ и регулярно сообщает об отправке Минобороны очередной партии танков. В сентябре компания заявила о возобновлении производства выпускавшихся во второй половине XX века танков Т-80, в начале ноября показала фотографии первой партии крытых вагонов для военных.
В 2022 году на производственных мощностях УВЗ действительно снижен выпуск грузовых вагонов, однако завод продолжает их производить, говорит управляющий партнер Rollingstock Agency Александр Поликарпов. Он также напоминает, что в прошлом году выпуск грузовых вагонов в целом по стране существенно снизился — всего на 20,4%, до 50 200 единиц. Крупнейший производитель — Объединенная вагоностроительная компания (ОВК) — сократил выпуск даже больше, чем УВЗ, — на 53%, до 8200 единиц. А другой крупный производитель «Алтайвагон» (в 2021 году он занимал третье место на рынке) наоборот нарастил выпуск на 17,7%, до 9800 вагонов.
В 2023 году, свидетельствуют данные Rollingstok, рынок гражданского вагоностроения перешел к восстановлению и по итогам девяти месяцев вырос на 26,3% год к году, до 45 000 вагонов. «Алтайвагон» за этот период произвел 7500 грузовых вагонов и, по прогнозам Rollingstok, по итогам года выпустит более 10 000 вагонов, превысив прошлогодний результат. ОВК за девять месяцев выпустила 11 900 вагонов, что больше, чем за весь 2022 год. А УВЗ продолжает демонстрировать падение выпуска — за три квартала на 25%, до 4400 единиц.
«В текущем году УВЗ продолжает производить грузовые вагоны. Маловероятно, что их выпуск превысит уровень прошлого года. При этом можно ожидать, что даже с учетом сниженного объема выпуска компания по итогам года будет в четверке крупнейших вагоностроителей России», — считает Поликарпов.
Дефицит при профиците
Как ранее писал Forbes, на рынке железнодорожных перевозок сложилась парадоксальная ситуация. Формально дефицита подвижного состава на сети РЖД не наблюдается, количество вагонов сегодня — максимальное за всю историю (около 1,3 млн штук). В конце 2022 года монополия даже предлагала убрать с путей необщего пользования 170 000 вагонов (на тот момент — 13% от всего парка), чтобы оптимизировать процесс перевозки грузов. При этом, несмотря на максимальное за всю историю количество вагонов, их не хватает. Это связано с переориентацией логистических маршрутов, увеличением дальности перевозки при ограниченных возможностях железнодорожной инфраструктуры.
Опрошенные Forbes участники рынка, например, сообщают о повышенном спросе на нефтебензиновые цистерны. УВЗ — один из четырех российских заводов, которые их производят (остальные — ОВК, «РМ Рейл» и «Алтайвагон»). Высокий спрос на этот вид подвижного состава подтверждает и Поликарпов, но отмечает, что УВЗ и сейчас работает с максимальной загрузкой. В 2021 году завод произвел 1600 цистерн, в 2022 году — 1700 единиц, а за восемь месяцев 2023 года уже 1000 таких вагонов.
Тем не менее источник Forbes из компании, которая занимается перевозкой нефтепродуктов, утверждает, что с учетом высокого спроса на цистерны таких объемов производства недостаточно. ОВК, которая сейчас сконцентрировалась на производстве цистерн повышенной грузоподъемности, на ситуацию существенного влияния не оказывает. И переориентация УВЗ на гособоронзаказ приводит к росту цен на вагоны.
Эксперты, опрошенные Forbes, придерживаются иной точки зрения и не согласны с тем, что переориентация УВЗ на гособоронзаказ оказала существенное влияние на рынок. Погрузка не демонстрирует стремительного роста ни для каких видов грузов, кроме зерна и грузов в контейнерах, напоминает управляющий партнер «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. Соответственно, говорит он, спрос на все виды подвижного состава, кроме хопперов (вагоны для перевозки зерна) и фитинговых платформ носит спекулятивный характер и вызван разными интересами участников перевозочного процесса, но не дефицитом.
«Рынок вагоностроения является довольно динамичным, а структура выпуска вагонов может кардинально отличаться от года к году в зависимости от спроса и потребностей клиентов. В последние годы УВЗ специализировался на выпуске полувагонов и цистерн. В 2022-2023 годах существенно выросло производство полувагонов на других заводах — «Алтайвагоне», КАВАЗе и «РМ Рейл», — приводит пример адаптации рынка Поликарпов.
В пресс-службе Минпромторга, в свою очередь, сообщили Forbes, что, согласно прогнозам вагоностроителей, объем производства грузовых вагонов в 2023 году составит около 50 000 единиц. В Rollingstock Agency дают и более оптимистичную оценку — по итогам годам этот показатель может превысить 60 000 штук. «При этом мощности российских предприятий развиты до выпуска порядка 80 000 единиц грузового состава в год, соответственно, имеющийся на рынке спрос может быть удовлетворен за счет отечественного производства», — сообщили в министерстве.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.