20 лучших авиакомпаний для полетов за рубеж — 2023. Рейтинг Forbes
После начала «спецоперации»* России на Украине почти все европейские страны и США закрыли для российских авиакомпаний небо, Кремль ответил симметрично. Оставшись с недействительными билетами на руках и заблокированными картами Visa и MasterCard, российские туристы, застрявшие за границей, осаждали российские посольства и гадали, прилетит ли за ними вывозной рейс. Редактор Forbes в этот момент был в Будапеште и прежде, чем попасть на рейс «Аэрофлота» до Москвы, задержался в венгерской столице на три дня дольше, чем позволяла виза.
Ограничения на полеты в Европу и Северную Америку не сняты до сих пор. Разумеется, никакой авиационной блокады России не случилось. Но теперь, чтобы попасть в большую часть тех же европейских городов, придется запастись терпением и деньгами. Например, 2 ноября, когда готовился этот материал, быстрее всего добраться из Москвы в Париж можно было со стыковкой в Стамбуле, ставшем важным транспортным хабом для россиян: 9 часов в дороге и 144 846 рублей за два билета. Самый дешевый маршрут обошелся бы в 32 142 рубля — за 22 часа пассажир побывал бы, помимо турецкого аэропорта, еще и в воздушной гавани Бухареста.
Forbes решил разобраться с тем, как сейчас обстоит ситуация с международными полетами из России. С помощью компании «Авиасейлс» мы составили список из 30 самых популярных заграничных направлений и сравнили между собой компании, которые осуществляют эти полеты, по таким параметрам, как средние цены, количество рейсов в неделю и маршрутная сеть. Учли также и отзывы об авиакомпаниях на популярных сайтах для путешественников. Нам было важно понять, услугами каких компаний с большей вероятностью воспользуется человек, которому надо улететь за границу.
В лонг-лист рейтинга вошло 38 компаний, из которых 14 были российскими. Иностранные перевозчики в первую очередь были представлены компаниями из бывших советских республик. Дальнее зарубежье представляли пять турецких компаний, две компании из ОАЭ, сербская Air Serbia и израильская El Al Israel Airlines. В итоговый рейтинг мы отобрали 20 компаний. Лидером рейтинга стал «Аэрофлот» — безоговорочный лидер по масштабу маршрутной сетки и частоте рейсов.
Рейтинг 20 лучших компаний для полетов за рубеж наглядно демонстрирует, как изменился состав ливрей на взлетных полях российских аэропортов. В 2017 году, когда Forbes также составлял рейтинг лучших авиакомпаний, среди иностранцев лидировали такие европейские перевозчики, как Air France, Lufthansa, KLM и LOT. В нынешний рейтинг из списка 2017 года вошли только белорусская «Белавиа» и турецкая Turkish Airlines, другие иностранные компании — Uzbekistan Airlines, киргизская Avia Traffic Company, казахстанская SCAT, молдавская FlyOne и турецкие Tailwind Airlines и Pegasus Airlines.
Подробнее о компаниях рейтинга — в фотогалерее Forbes.
Как мы считали
В основу рейтинга легли данные Aviastats, это SaaS-сервис «Авиасейлс», который позволяет анализировать пассажиропоток и информацию о ценах. Статистика постоянно обновляется и позволяет оценить емкость рынка и спрос в моменте. Основной массив данных складывается из миллионов поисковых запросов и бронирований пользователей «Авиасейлс». Такой подход позволяет Aviastats отслеживать рыночные тренды, аномалии спроса, давать прогнозы о востребованности направлений и моделировать статистику по всему рынку в реальном времени, говорит Ярослав Котышов, коммерческий директор «Авиасейлс».
На первом этапе мы отобрали 30 самых популярных городов для вылета из России с сентября 2022 года по август 2023-го. В список вошли Ереван, Стамбул, Ташкент, Душанбе, Анталья, Баку, Бишкек, Ош, Минск, Дубай, Худжанд, Алма-Ата, Астана, Тбилиси, Самарканд, Тель-Авив, Наманган, Куляб, Кишинев, Бухара, Фергана, Белград, Ургенч, Пхукет, Бангкок, Гянджа, Бохтар, Денпасар (Бали), Даламан и Париж. Затем для каждого перевозчика мы определили средний чек для одного взрослого пассажира по этим направлениям за последний год. В расчетах мы не учитывали отмененные рейсы, а также стыковочные — только таким образом, например, можно добраться до Парижа. Итоговый балл складывался из четырех составляющих:
- Цена (вес — 40%). Все отобранные рейсы мы разбили на группы в зависимости от продолжительности полета (всего девять групп) и сравнили ценовую политику авиакомпаний в каждой группе, присвоив баллы: чем дешевле билеты, тем выше балл.
- Частота рейсов (вес — 25%). Балл зависел от количества рейсов в неделю, которые совершают авиакомпании в отобранные города.
- Маршрутная сеть (вес — 25%). Балл зависел от количества отобранных городов, в которые можно улететь с помощью авиакомпании.
- Отзывы (10%). Мы проанализировали отзывы и оценки авиакомпаний, которые оставляют путешественники на сервисах «Яндекс Путешествия» и Tripadvisor. Чем выше были итоговые оценки, тем выше балл авиакомпании.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.