К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Законодатели предложили ввести совместное владение товарными знаками в России


Сенатор Клишас и депутат Крашенинников внесли в Госдуму законопроект с поправками в Гражданский кодекс, который предлагает ввести совместное владение товарными знаками. Юристы предупредили, что новые нормы увеличат число споров, а производители — что от них могут выиграть и распространители контрафактной продукции

В Госдуму внесли законопроект, который разрешит владеть исключительным правом на товарный знак двум и более лицам. Его инициаторами стали председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас и председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, сообщает РБК со ссылкой на проект поправок в Гражданский кодекс (ГК), опубликованный на сайте системы обеспечения законодательной деятельности.

Действующие нормы ГК предусматривают «единое и неделимое» право на бренды, то есть не подразумевают его разделения на доли между совладельцами. Любые действия по распоряжению этим правом «требуют согласия всех сообладателей, то есть получения согласия каждого из них», отмечают авторы законопроекта. Они предлагают возможность разделения исключительного права на доли. По замыслу двух законодателей, каждый совладелец будет вправе распоряжаться своей долей по собственному усмотрению. Но предварительно совладельцы заключат соглашение, в котором опишут порядок распоряжения этими долями.

Пропорционально долям будут распределяться как доходы правообладателей от совместного использования интеллектуальной собственности, так и сопутствующие расходы. Доли могут быть определены законом (по умолчанию они равны), соглашением правообладателей, а в случае спора — судом, следует из законопроекта. Изменения будут вноситься в том числе в статью 1484 ГК, регулирующую исключительное право на товарный знак.

 

Поправки предлагают допустить совместное владение им в тех случаях, когда совместная собственность «не послужит причиной введения в заблуждение потребителей относительно товара или его изготовителя». Соглашение о выделении долей должно быть заключено в письменной форме. Оно должно установить порядок взаимоотношений в случаях досрочного прекращения правовой охраны товарного знака. Если поправки будут приняты, они вступят в силу через 180 дней и не будут иметь обратной силы, говорится в документе.

Партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов отметил, что нововведение положительно отразится на рынке, а действующие ограничения «существенно сковывают гражданский оборот». По его словам, такая практика существует в Евросоюзе, США и ряде других стран. Она пригодится в случаях, когда несколько компаний хотят оказывать услуги под единым брендом в общем бизнесе, — для холдинговых структур, экосистем, цифровых платформ, пояснил он. Партнер и руководитель практики интеллектуальной собственности «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» Денис Хабаров назвал предлагаемую норму «устранением неравенства»: иностранные лица ранее могли совместно владеть международным товарным знаком в России, а российские — нет. 

 

Совместное владение исключительным правом на товарный знак противоречит самой сути этого явления, полагает исполнительный директор ассоциации «Русбренд» (объединяет 50 ведущих российских и международных компаний-производителей товаров широкого спроса) Алексей Поповичев. В случаях, когда один товарный знак будет принадлежать несвязанным юридически компаниям, «потеряется смысл инвестиций в продвижение продукта», сказал он. От подобной нормы могут выиграть и распространители контрафакта, добавил Поповичев. 

По словам Брисова, предлагаемое нововведение предусматривает возможность совместной регистрации и владения именно новыми знаками. Старший юрист коллегии адвокатов «Регионсервис» Ксения Касьяненко подтвердила, что новые нормы затронут те товарные знаки, заявление на регистрацию которых будет подано после вступления поправок в силу. Введение совместного управления может привести к юридическим спорам, связанным с использованием знака, его обслуживанием и распределением прибыли, признает Брисов. 

Как таковое совместное владение товарным знаком не станет проблемой, считает Касьяненко. Но введение такой практики увеличит нагрузку на госструктуры, занимающиеся регистрацией товарных знаков и рассмотрением споров о нарушении исключительных прав, добавила она. К спорам о нарушении исключительного права единственного правообладателя добавятся споры как минимум еще одного правообладателя, а также споры совладельцев между собой.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+