Силуанов объяснил ввод управления в компаниях нарушением ими законов и обязательств
Глава Минфина Силуанов объяснил ввод временного управления в компаниях из «недружественных» стран исключительными обстоятельствами. Речь идет о несоблюдении обязательств, в том числе социальных, и нарушениях российского законодательства, подчеркнул он. В конце октября гендиректор Carlsberg, управление российскими активами которого взяло на себя Росимущество, обвинил российские власти в краже бизнеса компании
Россия вводит временное внешнее управление в отношении ряда компаний из «недружественных» стран в исключительных случаях, заявил глава Минфина Антон Силуанов. «Когда компании не соблюдают взятые на себя обязательства, в том числе социального характера, либо же нарушают законодательство Российской Федерации», — объяснил он (цитата по пресс-релизу ведомства, который есть у Forbes).
Министр финансов отметил, что добросовестные компании, напротив, получают поддержку правительства и профильных ведомств в решении вопросов, связанных с продолжением или вынужденной корректировкой их деятельности в стране.
Президент России Владимир Путин 25 апреля 2023 года подписал указ о введении временного управления имуществом лиц из «недружественных» стран в том случае, если в этих странах Россию либо российских физлиц и юрлиц лишат собственности или будет такая угроза. Главная цель указа — создание «компенсационного фонда» для применения зеркальных мер в ответ на «незаконную экспроприацию российских активов за рубежом», объяснил суть документа пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Первыми под действие указа попали 83,73% российской энергетической компании «Юнипро», которые принадлежат немецкой Uniper SA, и больше 98% российской генерирующей компании «Фортум», конечный бенефициар которых финская Fortum. В итоге «Юнипро» и «Фортум» в России возглавили люди, связанные с «Роснефтью». Российская компания в 2022 году лишилась контроля над немецкими подразделениями Rosneft Deutschland и RN Refining & Marketing, включая доли в трех нефтеперерабатывающих заводах в Германии. «Роснефть» сочла это экспроприацией своей собственности.
В июле Путин передал во временное управление Росимущества доли французской Produits Laitiers Frais Est Europe в российском подразделении Danone и датской Carlsberg — в пивоваренной компании «Балтика».
В Fortum назвали действия Москвы грубым нарушением международного права и ее прав как зарубежного инвестора и пообещали добиваться компенсации стоимости своих акций в ПАО «Фортум» и своих инвестиций в России. Carlsberg также не согласна с решением Путина. «Нельзя не признать тот факт, что они украли наш бизнес в России, и мы не собираемся помогать им придать этому узаконенный вид», — заявил гендиректор датской компании Джейкоб Ааруп-Андерсен.