DHL повысила цену услуг в России на 35% после неудачи с продажей бизнеса
Служба доставки DHL повысила стоимость своих услуг в России в среднем на 35%, выяснил РБК. Участники рынка и эксперты назвали повышение «нерядовым». Доля логистического оператора остается значительной на трансграничном направлении, отмечают они. Основные конкуренты DHL — FedEx и UPS — ранее полностью приостановили свою деятельность в России
Компания DHL, один из крупнейших логистических операторов в мире, с 1 ноября повысила в России тарифы на доставку, дополнительные сервисы и сборы, а также услуги по таможенному декларированию в среднем на 35%. Об этом сообщает РБК со ссылкой на письмо, которое компания направила своим клиентам. Ранее DHL не удалось продать свой бизнес в России, а ее конкуренты — FedEx и UPS — полностью прекратили работу в стране.
В письме говорится, что «в соответствии с глобальной политикой ценообразования компания DHL Express ежегодно пересматривает стоимость услуг». DHL индексировала тарифы в начале 2023 года, но как именно они менялись, компания не уточняла. По словам основателя и главы сервиса таможенного оформления и логистики «Айкастомс» Владимира Аксенова, раньше DHL ежегодно индексировала цены максимум на 10%. В пресс-службе российской DHL (АО «ДХЛ Интернешнл») пояснили, что уровень индексации варьируется от страны к стране в зависимости от местных условий.
На сайте компании указывается, что расценки за доставку по странам в расчете за 1 кг груза остались такими же, как раньше, выросла стоимость сопутствующих услуг. Например, доставка в страны повышенного риска подорожала на 64,6%, до 2880 рублей; надбавка за нестандартные габариты груза выросла на 37%, до 4800 рублей за одно место. Транспортировка литиевых батарей (перевозятся только в грузовых самолетах) увеличилась в цене на 72%, до 2000 рублей.
DHL сократила объем предоставляемых услуг в России — с осени прошлого года она обслуживает только перевозки за рубеж. Из отчета глобальной DHL за 2022 год следует, что компания собиралась продать местный бизнес, но из-за изменения условий продажи это «стало невозможно». Подразделение DHL по экспресс-доставке продолжает поставки в Россию «гуманитарных и дипломатических отправлений», говорилось в отчете. Выручка «ДХЛ Интернешнл» (основное юрлицо в России) в 2022 году снизилась на 50% по сравнению с 2021 годом, до 9,5 млрд рублей, а чистая прибыль — на 93%, до 158 млн рублей, по данным сервиса Rusprofile.
Генеральный директор компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров назвал повышение тарифов DHL «нерядовым». DHL оказывала услуги по транспортировке в основном в страны Европы, а там «российским компаниям конкурировать объективно не очень просто», отметил Бурмистров. По словам основателя агентства Data Insight Федора Вирина, те сегменты, в которых DHL работала в России, сильно снизились или вовсе пропали (сегмент иностранных или российских компаний с зарубежными контрагентами, которые отправляли за рубеж корпоративные бумаги; сегмент чувствительных доставок, где важны скорость и точность, например, запчасти к медицинским приборам; доставки для российских продавцов с eBay).
Объем рынка экспресс-доставки в России по итогам 2022 года составил около 156 млрд рублей, что на 30% больше, чем годом ранее, оценила гендиректор исследовательской компании NeoAnalytics Ольга Луцева-Эр. Она отметила, что всего на рынке работает несколько сотен логистических компаний различного профиля, но в последние годы российские игроки серьезно потеснили зарубежных. По оценке NeoAnalytics, по итогам 2022 года общая доля международных компаний составляла 24%, а DHL — 7–8%.
Аксенов назвал рост цен DHL «особенно высоким на фоне других логистических компаний, которые повышают цены в среднем на 5%». По его мнению, клиенты, которые «ценят сервис DHL с его трекингом груза и экспресс-перевозками», останутся с компанией — достойных замен по этим параметрам «либо мало, либо нет совсем». В зависимости от продукции затраты на логистику могут составлять 5–30% в конечной цене товара, но DHL в основном доставляет дорогие, но компактные товары — доля логистики в потребительской цене не столь высока и повышение тарифов не должно сильно на ней сказаться.
По данным исследовательской компании Market Intelligence за 2021 год, которые DHL приводила в одном из своих отчетов, ее доля в сегменте TDI (Time Definite International — доставка к определенному времени) в мире составляла 43%. Основные конкуренты — FedEx (с учетом приобретенной несколько лет назад TNT, 30%) и UPS (20%) из США. Российское юрлицо UPS находится в процессе ликвидации, FedEx приостановила услуги по международной и внутренней перевозке в/из/внутри России «до дальнейших уведомлений».