Продажи легковых автомобилей с пробегом в России за три квартала выросли почти на 24%
Количество автомобилей с пробегом, которое купили россияне за первые три квартала 2023 года, выросло на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого год и составило 4,3 млн машин, подсчитали аналитики агентства «Автостат» (с данными ознакомился Forbes).
Чаще всего среди подержанных машин россияне выбирают отечественную Lada — за девять месяцев 2023 года на них пришлось 931 548 автомобилей (рост год к году 8,6%). Японских Toyota было продано 517 629 штук, что на 34,8% больше, чем годом ранее, корейских Kia — 245 277 штук, что на 32% больше, чем за девять месяцев 2022 года.
В сентябре 2023 года россияне купили 509 476 легковых автомобилей с пробегом. Это на 10,9% больше, чем в том же месяце прошлого года. Чуть более половины (50,4%) вторичного рынка в начале осени пришлось на пять марок: продажи Lada, долю которой «Автостат» оценивает в 23% рынка, выросли в сентябре на 8,4% год к году, до 115 339 штук, Toyota, показатель которой достиг 59 131 единицы, прибавила 13,7%. Далее следуют корейские бренды Kia (27 932 штуки, плюс 11,4%) и Hyundai (27 333, плюс 4,3%). Пятерку лидеров замыкает японский Nissan, объем продаж которого на вторичном рынке вырос на 13,4%, до 27 051 штуки.
Звание самой популярной модели сохраняет Ford Focus, объем перепродаж которого в первый осенний месяц составил 10 600 штук, он показал рост на 4,8%. Вторую строчку рейтинга занял хетчбэк Lada 2114 «Самара-2» (10 482 штуки, плюс 2,9%), третью — Kia Rio (9626, минус 1,3%). Немного отстает от него Hyundai Solaris (9445, минус 7,2%), а замыкает топ-5 Toyota Corolla (9077, плюс 11,3%).
«Уже пятый месяц подряд объем вторичного рынка автомобилей в России превышает полмиллиона единиц. При этом показатель сентября оказался хуже, чем августа (509 500 против 551 300 штук). Впрочем, в годовом сравнении рынок показал рост на 11% (к сентябрю 2022-го). Положительная динамика сохраняется с начала нынешнего года, что позволяет рассчитывать на то, что к концу года объем рынка легковых автомобилей с пробегом составит порядка 6 млн штук, то есть превысит результат прошлого года на 15–20%», — поясняет руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Основная причина роста, по его мнению, — низкая база прошлого периода. В 2022 году рынок просел. За весь прошлый год объем вторичного рынка составил 4,86 млн единиц — на 18,8% ниже уровня 2021 года.
Рост продаж подтверждают и дилеры. «Динамика рынка автомобилей с пробегом в сентябре демонстрировала высокие значения, наравне с показателями летних месяцев. Если сравнивать с прошлым годом, то, конечно, виден рост продаж, который объясняется низкой базой. Интерес к покупке в этом сегменте сегодня по-прежнему подогрет ожиданием роста цен на фоне ситуации на валютном рынке, а также увеличением ставки утильсбора», — рассуждает директор «Авилон Автомобили с пробегом» Николай Баскаков.
О том, что в России с 1 августа повысят утильсбор, ранее сообщил вице-премьер — глава Минпромторга Денис Мантуров. Он напомнил, что с таким предложением с целью защиты внутреннего рынка выступали российские автопроизводители, главы ключевых для автопрома регионов и сенаторы. Утилизационный сбор на легковые, легкие коммерческие, грузовые автомобили и автобусы, ввозимые для перепродажи, был проиндексирован в размере от 1,7 до 3,7 раза в зависимости от вида автотехники и объема двигателя. Индексация коснется ввозимых юрлицами новых и подержанных автомобилей, однако не затронет физических лиц, ввозящих автомобили с объемом двигателя до трех литров для личного пользования.
По мнению директора направления по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимира Желобова, дефицита автомобилей с пробегом нет. «На рынке много машин европейских и корейских брендов сроком владения от шести лет и стоимостью до 2,5 млн рублей», — говорит он.
Что же мешает рынку расти еще быстрее? «Дистрибьюторы продолжают работать над расширением ассортимента автомобилей с пробегом, например из Китая. Но низкий курс рубля, ограничения на ввоз в РФ авто с пробегом из ряда стран (например, Японии), высокий спрос, рост таможенных пошлин и расходов на логистику увеличивают среднюю стоимость моделей в сегменте, а высокие ставки рефинансирования снижают способность потребителей приобретать авто на вторичном рынке», — отмечает основатель автомобильного маркетплейса Fresh Денис Мигаль.
По данным «Автостата», средняя цена подержанного легкового автомобиля в сентябре 2023 года составила 1,54 млн рублей. Цены на автомобили с пробегом в нашей стране непрерывно растут с апреля нынешнего года. Так, по отношению к августу подержанные легковые машины подорожали в среднем на 5%, или на 75 000 рублей. По сравнению с сентябрем 2022 года средняя цена машин с пробегом выросла почти на четверть — на 23%, или на 289 000 рублей.
«Главные причины роста цен — введение утильсбора и рост логистических издержек. Если мы говорим про автомобили объемом двигателя до двух литров, то их стоимость выросла примерно на 350 000–400 000 рублей. Автомобили со средним объемом двигателя (два-три литра) повысились в цене на 850 000–900 000 рублей, от трех литров и далее — на 1,2–1,3 млн рублей. Сейчас на реализацию автомобилей с пробегом влияют кредитные и лизинговые ставки, которые в последнее время выросли. Дальнейшая стоимость автомобилей с пробегом будет зависеть от цен на новые авто и курсов валют», — считает Желобов. По мнению Баскакова, дальнейший рост цен возможен лишь на отдельные дефицитные модели. «Резкого скачка мы не прогнозируем. Он может произойти в случае значительного падения курса рубля. Но и предпосылок для снижения цен в отрасли на данный момент нет», — заключает он.