«Коммерсантъ» узнал о возможном продлении повышенных импортных пошлин на вино
Повышенные пошлины на вина из «недружественных» стран, которые установили в августе сроком до конца года, будут продлены, выяснил «Коммерсантъ». С момента их введения ввоз вина уже снизился на 30% год к году и месяц к месяцу. Отечественные виноделы рассчитывают и на пролонгацию, и на расширение защитных мер
Действие введенных в августе до конца 2023 года повышенных ввозных пошлин на вино из «недружественных» стран будет пролонгировано. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на близкого к правительству собеседника и источник в крупной алкогольной компании. В Минэкономразвития газете не предоставили комментарий.
Импортные пошлины на вина из Евросоюза, США, Австралии и других «недружественных» стран были повышены с 1 августа с 12,5% до 20%, но не менее $1,5 за 1 л. Импортеры предупреждали, что индексация приведет к росту цен и переключению потребителей на другие виды алкоголя. По данным, полученным газетой у участников рынка, в августе импорт всех вин в Россию сократился на 30% год к году и на 32,5% к июлю, до 30,7 млн л, без учета поставок в ЕАЭС. За восемь месяцев без учета ЕАЭС в Россию ввезли 282,55 млн л вина, на 28% больше, чем годом ранее.
В структуре импорта тихих вин 19,4% пришлось на Грузию, 18,4% — на Италию, 16,9% — на Испанию; в поставках игристых вин без учета шампанского 71,5% заняла Италия. Импорт предоплаченного вина продолжается по инерции, сказал руководитель информцентра WineRetail Александр Ставцев. По его словам, на полках повышение пошлин и снижение курса рубля способствуют вымыванию импортного вина стоимостью до 500 рублей за бутылку. Рост цен сдерживают запасы, купленные по низкому курсу, и сток российских вин, отметил Ставцев. Повышение пошлин — уже эффективная мера, а в вопросе ужесточения импорта важно учесть риски переключения спроса на другой алкоголь, добавил эксперт.
Исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин рассказал, что компания планирует сокращать закупки вин, на которые цена растет более чем на 25–45%. По его словам, потребитель не станет покупать за 600 рублей позиции, которые раньше стоили 350 рублей за бутылку. «Мы распродадим стоки, и новые вина, попадающие в такую категорию, закупать не будем», — сказал Липилин. В Luding Group сообщили, что ведут переговоры с поставщиками, чтобы минимизировать влияние повышения пошлин на цены. По оценке президента Ladoga Вениамина Грабара, в коротком периоде повышение пошлин вызвало скачок спроса на импортные вина из «недружественных» стран с июля в два раза.
Клиенты формировали заказ в ожидании сентябрьского повышения цен, в основном — в категории вин до 400–500 рублей за бутылку, отметил он. Грабар добавил, что из-за повышения пошлин из портфеля выводятся категории, которые стало невыгодно возить. Президент ГК «Абрау-Дюрсо» Павел Титов сказал, что на рынке остается огромное количество импортного вина. Важно не только пролонгировать принятые меры, но и ввести квоты на ввоз зарубежного алкоголя, субсидировать затраты на закладку питомников и сохранить формулу компенсации за повышенные акцизы, полагает он. В 2024 году акцизы на вино могут вырасти в три раза, до 108–141 рублей за 1 л, использующие российский виноград виноделы могут вернуть часть акциза для инвестиций, писала газета в конце сентября.
Ассоциация виноградарей и виноделов России ждет дальнейшей реализации комплексных мер по защите российского винного рынка, сказал ее исполнительный директор Алексей Плотников. Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев отметил, что пока спрос на российское вино существенно не меняется. Чтобы удержать потребителя, нужно разнообразие ассортимента — импортеры будут стараться поддерживать предложение вин в том числе «недружественных» стран, считает Караваев.
По словам близкого к правительству собеседника газеты, сейчас обсуждается повышение импортных пошлин на пиво из ряда стран, но в этом случае могут осложниться поставки хмеля в Россию. Совладелец дистрибьютора SWAM Group и пивоварни Gletcher Игорь Хавский рассказал, что при потребности 9000–10 000 тонн хмеля в год в России выращивается до 200 тонн; резкий рост цен на сырье может нанести ущерб отрасли, несопоставимый с доходами от повышения пошлин.