Число облагаемых «налогом на роскошь» люксовых автомобилей в России выросло на 22%
Число люксовых автомобилей в России в прошлом году выросло на 22%, а начисленный на них «налог на роскошь» — на треть, подсчитали аналитики FinExpertiza на основе данных ФНС. По сравнению с доковидным 2019 годом люксовых машин стало больше почти в 2,5 раза
Количество автомобилей дороже 10 млн рублей в России за 2022 год выросло на 22%, до 19 800 машин. Об этом пишет РБК со ссылкой на подсчеты аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Федеральной налоговой службы (ФНС). По сравнению с 2019 годом в прошлом году число люксовых машин увеличилось почти в 2,5 раза, отмечается в исследовании, поступившем в распоряжение издания.
«Восходящий тренд не смогли переломить ни разразившийся в 2020 году коронакризис, ни западные санкции, ограничившие доступ россиян к люксовому сегменту в 2022 году и приведшие к резкому скачку цен», — отметили аналитики. Более быстрыми темпами, чем люксовый автопарк, росли налоговые начисления на них — за 2022 год на 31%, до 3,34 млрд рублей, подсчитали исследователи. Средняя сумма налога, подлежащая уплате за 2022 год, составила около 169 000 рублей против 157 500 рублей за 2021 год, следует из данных ФНС.
За 2022 год около 12 800 люксовых автомашин числилось за физическими лицами и около 7000 — за юридическими. «Налог на роскошь», или повышенные налоговые ставки по транспортному налогу, власти ввели для дорогих машин с 2014 года. Они распространяются на марки автомобилей, которые Минпромторг вносит в специальный список. Сначала в список включались автомобили стоимостью от 3 млн рублей, с 2022 года нижнюю ценовую планку подняли до 10 млн рублей. В списке 2023 года (попадают под повышенный налог за 2023 год) — 449 марок. В перечне за 2022 год их было 345. Размер транспортного налога зависит главным образом от мощности двигателя, но регионы могут самостоятельно варьировать ставку.
Налог на дорогие автомобили рассчитывается следующим образом: мощность двигателя умножается на региональную налоговую ставку (в расчете на одну лошадиную силу), а затем на трехкратный повышающий коэффициент. В зависимости от региона регистрации транспортный налог на дорогие автомобили может отличаться до трех с лишним раз, отметили в FinExpertiza. Спрос на люксовые автомобили остается более стабильным даже в кризисные периоды, считает президент FinExpertiza Елена Трубникова. Для таких автомобилей схема ввоза является более востребованной, чем для других, отметила она.
Лидером по количеству люксовых машин является Москва (более 40% премиального автопарка страны, или 8200 автомобилей), далее следуют Санкт-Петербург (2000 машин) и Московская область (1600), в остальных регионах число таких машин не превышает 1000. Наибольшие поступления «налога на роскошь» у этих же регионов: в Москве это 1,5 млрд рублей, или 44% от общероссийских начислений, далее следуют Санкт-Петербург (354 млн рублей) и Московская область (260 млн рублей). У вновь выпускаемых премиальных машин постепенно увеличивается мощность двигателя, что влияет на рост совокупных сборов «налога на роскошь», отмечается в исследовании.
Минимальное количество автомобилей премиальных марок — в малонаселенных регионах: в Еврейской автономной области и на Чукотке по одному авто дороже 10 млн рублей, в Туве — два, в Ненецком автономном округе — три, пишут аналитики. По их подсчетам, в 76 регионах наблюдался рост числа люксовых автомобилей в 2022 году. Из-за эффекта низкой базы наибольший относительный рост показала Калмыкия: за год число таких машин выросло в 6,3 раза, с 4 до 25. Далее следуют Бурятия (рост на 92,3%, до 25 машин), Дагестан (на 62,7%, до 122), Амурская область (на 55%, до 31). В абсолютном выражении по приросту лидирует Москва (на 1800 машин за год), Московская область (на 270) и Санкт-Петербург (на 209).
Управляющий директор НКР Андрей Пискунов полагает, что рост количества люксовых автомобилей, скорее всего, обусловлен желанием граждан «припарковать» обесценивающиеся сбережения, а приобретение нового авто является одной из опций. Стоимость автомобилей увеличилась примерно в два раза, в то время как продажи снизились примерно втрое, в зависимости от бренда, сказал управляющий директор бренда Lamborghini ГК «Автодом» Сергей Мордовин. Самым продаваемым автомобилем бренда Lamborghini является модель URUS (52–56 млн рублей), а у бренда Bentley —Bentayga (50 млн рублей), рассказал Мордовин. Директор «Авилон Премиум» Игорь Назаров отметил, что высокую конкуренцию параллельно импортируемым Mercedes, BMW, Audi составляют премиальные автомобили китайских марок: со временем они будут занимать все большую долю на рынке.