Оборот фитнес-рынка в России к концу года превысит 170 млрд рублей
Объем выручки российской фитнес-отрасли за три квартала 2023 года вырос примерно на 12,3 млрд рублей к аналогичному периоду прошлого года и уже достиг 128 млрд рублей. Об этом говорится в исследовании (есть у Forbes) Национального фитнес-сообщества (НФС), которое включает более 2300 фитнес-клубов из 80 регионов России.
Судя по данным НФС, фитнес-отрасль за девять месяцев 2023 года по всем ключевым показателям практически отыграла потери прошлого года и по многим даже превысила уровень докризисного 2019-го: продажи клубных карт оказались выше средних показателей соответствующего периода 2019-го на 2,7%, а 2022-го — на 12,3%, дополнительных услуг — на 0,1% и на 8,3% соответственно. Посещаемость и загруженность клубов все еще на 4,1% ниже, чем в 2019 году, но выше на 9,2%, чем в 2022 году.
«Игрокам рынка российской фитнес-отрасли удалось в III квартале 2023 года выйти из кризиса и стагнации, — говорит глава НФС Елена Силина. — Свою роль сыграли повышение цен (в среднем рост по рынку на 7%), по-новому настроенная лидогенерация и обновленная продуктовая линейка. Некоторые игроки отказались от акций и распродаж, поскольку делают ставки на кастомизацию (индивидуальные услуги клиентам)».
И пусть посещаемость клубов ниже докризисных показателей, по мнению Силиной, это не является существенно негативным фактором, поскольку для отрасли начинается традиционно высокий осенний сезон. «Анализ показателей начала октября говорит о том, что клиенты возвращаются в фитнес-клубы, причем основной пул клиентов — те, кто раннее приобрели клубные карты», — отмечает Силина. К тому же итоги сентября обнадеживают: продажи клубных карт выше показателей сентября 2019 года на 2,6%, выше аналогичного периода 2022-го на 13,3%. Продажи допуслуг год к году прибавили 12,6% и оказались на 2,7% выше, чем в сентябре 2019-го. Посещаемость всего на 1% не дотягивает до 2019 года, но выше сентября 2022-го на 10,8%.
«Учитывая динамику роста по итогам 2023 года общая выручка компаний отрасли может превысить докризисные 170 млрд рублей», — прогнозирует Силина.
Не все игроки рынка разделяют оптимизм НФС. По словам гендиректора Xfit Ирины Тумановой, предпосылок к улучшению ситуации нет. «Осень для нас началась с серьезной просадки: по сравнению с августом продажи карт упали на 11%, что стало для нас неожиданностью», — делится она. По ее словам, при таких показателях говорить о приросте прибыли не приходится — она ниже, чем в доковидный период, в связи с инфляцией, колебаниями курсов валют, сменой цепочек поставок фитнес-оборудования, индексацией заработной платы персонала. Туманова говорит, что Xfit старается сейчас активировать продажи, а «итоги будут видны в октябре». Тем не менее она отмечает рост посещаемости на 15%, а продаж допуслуг — на 8%.
«Отрасль медленно и понемногу отыгрывает потери последних трех лет, — говорит генеральный директор World Class Николай Прянишников. — Динамика продаж абонементов в III квартале показывает скромный рост порядка 5-8% относительно аналогичного периода прошлого года. Но осенний сезон мы начали довольно бодро». А у сети фитнес-клубов «Атлетика» продажи карт в сентябре выросли год к году на 30%, сообщила ее гендиректор Ника Кагановская. По ее словам, это произошло даже несмотря на небольшой рост цен (10-15%) на детские секций и индивидуальные занятия.