Минэнерго займется разработкой критериев для отмены запрета экспорта нефтепродуктов
Минэнерго предстоит выработать критерии для постепенного снятия ограничений на экспорт дизельного топлива и бензина, выяснил «Коммерсантъ». Участники совещания у вице-премьера Новака поддержали ввод заградительных пошлин для некоторых категорий экспортеров, сообщила пресс-служба правительства по итогам встречи с нефтяниками
Минэнерго подготовит критерии для постепенной отмены ограничений экспорта нефтепродуктов, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собеседников в отрасли. На совещании у вице-премьера Александра Новака решение об ослаблении запрета на экспорт бензина и дизельного топлива принято не было, но о некоторых шагах в этом направлении может быть объявлено до конца недели, рассказали источники газеты.
В Минэнерго официально подтвердили, что вопрос снятия эмбарго на экспорт обсуждается, но решения пока нет. Пресс-служба правительства по итогам совещания сообщила, что его участники поддержали подготовленные Минэнерго и Минфином предложения по введению заградительных пошлин для отдельных категорий экспортеров. «Такие меры сохранят экспорт только для добросовестных производителей и закроют возможности для серого экспорта», — говорится в сообщении. По признакам завышения цен на топливо по итогам проверки деятельности нефтяных компаний и независимых АЗС ФАС возбудила несколько антимонопольных дел, отмечается в нем.
В сообщении приводятся данные Минэнерго, по которым цены на дизельное топливо в мелком опте снизились в среднем на 4900 рублей за т. Снижение зафиксировано в 81 регионе России. В зависимости от вида топлива цены упали на 500—15 000 рублей за т. «Александр Новак поручил компаниям быстрее транслировать снижение биржевых цен на мелкий опт», — сообщила пресс-служба правительства.
Топливный рынок балансируется и обеспечивается необходимыми объемами, заявил Новак после совещания с нефтяниками в эфире «России 24». По словам вице-премьера, запрет на экспорт бензина и дизтоплива положительно повлиял на ситуацию на внутреннем рынке: с 21 сентября запасы увеличились на 430 000 т, а снижение биржевых цен составило от 16% до 20%.
Ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли сообщил, что правительство готово частично открыть экспорт дизельного топлива для крупных нефтяных компаний, чтобы избежать проблем с загрузкой НПЗ. «Если бы эти проблемы были нерешаемые, то мы бы уже видели, наверное, разгрузку (нефтеперерабатывающих заводов), мы пока разгрузок НПЗ не видим. Поэтому все текущие проблемы, которые возникают, решаются», — заявил по этому поводу глава Минэнерго Николай Шульгинов.
В сентябре биржевые цены на топливо в России превысили исторические максимумы, правительство 21 сентября временно запретило экспорт бензина и дизельного топлива. 27 сентября оно объявило дополнительные меры, призванные остановить рост цен на топливо: решено скорректировать параметры демпфера и повысить с 20 000 до 50 000 рублей заградительную пошлину для серых экспортеров нефтепродуктов. 4 октября цены на бирже возобновили рост: стоимость бензина Аи-92 выросла на 1,2%, до 56 151 рубля за т, АИ-95 — на 1,65% (до 58 587 рублей за т), летнего дизельного топлива — сразу на 5,8% (до 57 004 рублей за т).
Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов сказал «Коммерсанту», что в снятии ограничений по дизельному топливу есть необходимость: на внутреннем рынке не нужны 3,3-3,5 млн т экспортных поставок в месяц. Он назвал логичным разрешение на экспорт для НПЗ, подключенных к системе продуктопроводов «Транснефти». По бензину, считает эксперт, «и у правительства, и у НПЗ больший запас прочности — доля экспорта меньше, хранилища пока не заполнены, и возможность обсуждать схемы регулирования экспорта еще есть».