Минэкономразвития увидело угрозу конкуренции во вводимом Евросоюзом углеродном налоге
Цель механизма углеродного налога, который запустил Евросоюз с 1 октября, — защитить свою промышленность от внешней конкуренции, заявили в Минэкономразвития России. Эта протекционистская практика противоречит нормам ВТО — министерство будет противостоять ей на международных площадках
Минэкономразвития будет противостоять распространению механизма трансграничного углеродного регулирования, введенного в Евросоюзе, где с 1 октября запущен его переходный этап. Об этом пишет РБК со ссылкой на комментарий директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерины Майоровой.
Она отметила, что с помощью углеродного механизма Евросоюз «стремится распространить на другие юрисдикции применение своей системы торговли квотами на выбросы и методологию ценообразования на углерод». Цель такого распространения — «защитить свою промышленность от внешней конкуренции», считает Майорова. По ее словам, это противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО) и приведет к росту протекционизма и разрушению многосторонней торговой системы.
Один из рисков механизма — «расползание» такой практики, отметила Майорова. Она добавила, что Минэкономразвития «на регулярной основе» убеждает торговых партнеров противодействовать ей на международных площадках, таких как ВТО, Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других. После переориентации значительной части российской внешней торговли на новые рынки степень потенциального влияния механизма пограничной корректировки углеродных выбросов на российский экспорт снизилась, добавила Майорова.
Минэкономразвития постоянно ведет мониторинг имплементации этой нормы для защиты российских экспортеров, сказала она. Ведомство также «развивает собственную повестку и подходы к декарбонизации — как на внутреннем треке, так и в контактах с дружественными странами». Введение европейского трансграничного углеродного регулирования или аналогичных ему систем «неминуемо приведет к удорожанию экспорта и, следовательно, потере его конкурентоспособности на мировом рынке», предупредила Майорова.
Механизм пограничной корректировки углеродных выбросов (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) вступил в силу с 1 октября. На первом этапе импортеров некоторых видов продукции в Евросоюз обязали ежеквартально отчитываться о ее углеродном следе. С 1 октября 2026 года импортеры должны будут платить за выбросы, образовавшиеся при производстве таких товаров, через покупку специальных сертификатов. Норма затрагивает поставщиков цемента, черных металлов, алюминия, электроэнергии, удобрений и водорода. Европейские производители обязаны покупать квоты на выбросы парниковых газов в европейской системе.
По оценке Kept (бывшая KPMG), наибольшая среднегодовая дополнительная финансовая нагрузка на экспортируемые в ЕС и Великобританию товары в период с 2026 по 2030 год придется именно на Россию. Среднегодовые издержки импортеров из России могут составить от €3,4 млрд до €6,3 млрд, Китая — от €2,3 млрд до €4,5 млрд. До введения санкций объем импорта из России, потенциально попадающего под CBAM, оценивался Kept в €8,5 млрд. Центр макроэкономических исследований НИФИ Минфина оценивал потери от CBAM в 0,17% ВВП России. Это примерно 340 млрд рублей в год, или около €3,4 млрд.
Китай тоже применяет систему торговли квотами на выбросы CO2, но китайская система в значительной мере отличается от европейской, отметила Майорова. Китайская система торговли выбросами (China ETS) действует с 2021 года. Сейчас она распространяется только на энергетику, но в ближайшем будущем в нее войдут нефтехимическая и химическая отрасли, производство стали, цветных металлов, стройматериалов, целлюлозно-бумажное производство и авиация. Введение европейского трансграничного углеродного регулирования или аналогичных ему систем «неминуемо приведет к удорожанию экспорта и, следовательно, потере его конкурентоспособности на мировом рынке», сказала Майорова.