«Коммерсантъ» узнал о возможном разрешении экспорта дизтоплива по трубопроводам
Правительство может со дня на день частично снять запрет на экспорт дизельного топлива — разрешить только его трубопроводный экспорт по квоте. Запрет экспорта бензина останется в силе. Эксперты отмечают, что ослабление запрета необходимо из-за рисков, связанных с переполнением хранилищ и снижением нефтепереработки
Правительство готово частично открыть экспорт дизельного топлива для крупных нефтяных компаний, чтобы избежать проблем с загрузкой НПЗ. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли. По их данным, из-под запрета выведут трубопроводные поставки дизельного топлива, решение могут оформить на совещании у вице-премьера Александра Новака 4 октября.
Смягчение экспортных ограничений не коснется бензина, уточнили собеседники газеты. Три четверти экспорта дизтоплива из России обеспечивают трубопроводы «Север» (мощность 25 млн тонн в год; отгружает дизтопливо на экспорт с Нижегородского НПЗ «Лукойла», Ярославского НПЗ «Газпром нефти» и «Роснефти», Киришского НПЗ «Сургутнефтегаза» через балтийские порты Приморск и Высоцк) и «Юг» (мощность 4 млн тонн, отгружает с Волгоградского НПЗ «Лукойла» через порт Новороссийск). Перенаправление этих нефтепродуктов на внутренний рынок практически невозможно технологически, а хранилища близки к наполнению.
Крупные нефтекомпании, по словам собеседников газеты, в последние дни активно указывали отраслевым регуляторам на значительные риски снижения нефтепереработки после затоваривания резервуаров НПЗ. Заводам в этом случае пришлось бы снижать производство как дизельного топлива, так и других светлых нефтепродуктов, включая бензин. По словам одного из источников в отрасли, предусматривалось, что запрет на экспорт нефтепродуктов, введенный 21 сентября, может продлиться до 10 октября. Введение запрета экспорта поддерживала «Роснефть», крупнейший в стране производитель топлива, сказали собеседники в отрасли.
Два источника рассказали, что правительство может запустить механизм квотирования трубопроводного экспорта дизтоплива, чтобы избежать резкого повышения его биржевой стоимости. С 21 сентября его цена упала на 25%. 3 октября стоимость дизтоплива в европейской части России на СПбМТСБ снизилась почти на 7,9%, до 53 789 рублей за тонну. Рост стоимости топлива на АЗС постепенно замедляется, но более чем в два раза опережает темпы инфляции.
По мнению собеседников газеты, об ослаблении запрета на экспорт разумно объявить параллельно с новыми мерами по демпферу, что могло бы обнадежить рынок. Регуляторы пока неохотно комментируют вопрос снятия эмбарго на экспорт топлива. Александр Новак 3 октября сказал о сроке действия запрета: «Столько, сколько нужно, чтобы обеспечить стабилизацию внутреннего рынка» (цитата по ТАСС). Виктор Катона из Kpler отметил, что в первые десять дней запрета нефтекомпании предпочли хранить дизтопливо в системе «Транснефти» и держать собственные хранилища как можно менее загруженными.
«Акцент на скорейшее открытие портов целесообразен, так как пока что именно они переполняются товаром», — считает аналитик. Он предположил, что снижение экспортных ограничений по дизтопливу будет реализовано за счет «поштучного рассмотрения экспортных партий». В «Петромаркете» сказали, что снятие ограничения на трубопроводный экспорт выглядит как мера, которая позволит вывезти из страны излишки топлива, которые никогда не будут потреблены в России. Сохранение ограничений на остальные способы экспорта позволит сохранить российский рынок профицитным по дизтопливу, считают в консалтинговой компании.
В сентябре биржевые цены на топливо в России превысили исторические максимумы. Реагируя на это, правительство 21 сентября ввело временный запрет на экспорт из России бензина и дизельного топлива. Предпринятые властями «экстраординарные меры» привели к снижению биржевых цен на бензин и дизтопливо на 16-20%, заявил Новак в начале октября. Это, по словам вице-премьера, уже «транслируется для потребителей в мелкооптовом звене», включая сельхозпроизводителей. На встрече с Путиным Новак 27 сентября предложил меры для их стабилизации. После введения запрета биржевые цены на топливо на минувшей неделе упали: на бензин АИ-95 — на 21,3%, на АИ-92 — на 19,8%, на дизельное топливо — на 17,9%, сообщал «Интерфакс».