Эксперт Bloomberg призвал снять потолок цен на российскую нефть из-за угрозы экологии
Введенный Западом потолок цен на российскую нефть может привести к экологической катастрофе, предупредил эксперт Bloomberg. Ограничение почти не влияет на доходы России от нефтяного экспорта, но вынуждает Москву использовать старые танкеры, которые раньше бы пошли на металлолом, и заниматься перевалкой нефти в море. Все это повышает вероятность разливов. «Мне неприятно это говорить, но пора отказаться от ограничения цен на российскую нефть», — заявил аналитик
Введенный Западом потолок цен на нефть из России может привести к экологической катастрофе. Об этом в колонке на сайте Bloomberg заявил Джулиан Ли, стратег Bloomberg First Word по нефтяному рынку и бывший старший аналитик лондонского Centre for Global Energy Studies.
Ограничение подразумевает, что западные компании не могут заниматься транспортировкой российской нефти и предоставлять страховые услуги, если цена Urals превышает $60 за баррель. Его приняли, чтобы снизить доходы России от нефтяного экспорта, не ограничивая поставки сырья на рынок. Однако последние данные показывают, что потолок «не работает», констатирует Ли.
«Некоторое время инициатива казалась действенной. Основной экспортный сорт Urals торговался ниже порогового значения на протяжении почти восьми месяцев. Но это было связано не столько с механизмом ограничения, сколько с более широкой динамикой нефтяного рынка. По мере роста мировых цен на нефть в последние месяцы росла и стоимость российской нефти», — отметил эксперт Bloomberg.
Ранее на этой неделе стало известно, что цена российской нефти в портах на Балтике и Черном море достигла $86 за баррель, что ближе к отметке в $100, чем к установленному Западом лимиту в $60. Для сравнения: нефть эталонной марки Brent на закрытии 29 сентября торговалась по $92,2 за баррель, а нефть WTI — по $90,8.
Ограничение почти не влияет на доходы России от экспорта нефти, но вынуждает Москву использовать «ржавеющие старые танкеры», которые раньше бы пошли на металлолом, и заниматься перевалкой нефти в море, чтобы скрыть ее происхождение, указал Ли. Все это повышает вероятность крупных нефтяных разливов, предупредил аналитик. Ранее о том, что использование «теневого флота» нефтяных танкеров и перевалка сырья в море может привести к загрязнению прибрежных зон, заявили в Международной морской организации, учрежденной ООН.
Усиление контроля за соблюдением ограничений и введение запрета на старые танкеры могло бы снизить риск разлива нефти, «но, похоже, у властей нет желания делать что-либо, что могло бы помешать поставкам российской нефти на рынок», отметил эксперт Bloomberg. «Учитывая, что нефть торгуется около $95 за баррель, подорожав с конца июня примерно на 27%, это неудивительно», — указал он.
Отмена потолка цен, по мнению Ли, вряд ли скажется на доступности российской нефти на глобальном рынке или на нефтяных котировках, но «повлияет на качество судов, используемых для перевозки нефти, и на то, кто получает за это деньги». Самые старые танкеры, которые все еще участвуют в транспортировке российской нефти, скорее всего, окажутся на пляжах Бангладеша, Индии и Пакистана, где их разрежут на металлолом, «предотвратив, казалось бы, неизбежную экологическую катастрофу», указал эксперт Bloomberg. «Мне неприятно это говорить, но пора отказаться от ограничения цен на российскую нефть», — заявил аналитик.