К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как страны, врачи и тиктокеры зарабатывают на модном лекарстве от диабета «Оземпик»

Фото Florian Gaertner / picture alliance / photothek
Фото Florian Gaertner / picture alliance / photothek
Датская компания Novo Nordisk в сентябре внезапно стала самой дорогой компанией Европы. Благодаря успеху производителя популярных препаратов для борьбы с лишним весом Wegovy и Ozempic поднялся курс датской кроны и в целом выросла экономика страны. Поживиться на медийном ажиотаже вокруг дорогостоящих препаратов пытаются многие: на рынок срочно выводят аналоги, врачи спешат получить квалификацию диетологов, а тиктокеры выпускают ролики о том, как успешно похудели, и продают рекламу. Рассказываем, как лекарство от диабета взорвало сразу несколько рынков и кто еще на этом зарабатывает

Компания Novo Nordisk, выпускающая препараты для больных диабетом «Вегови» (Wegovy) и «Оземпик» (Ozempic), ворвалась в медийную повестку, когда обнаружилось, что у этих препаратов есть побочный эффект — они помогают сравнительно быстро похудеть, причем не только при диабете. 

Из-за популярности и стремительного роста продаж в США рыночная капитализация компании в начале сентября превысила капитализацию производителя  товаров под брендами Louis Vuitton и Dior LVMH. Она стала самой дорогой компанией Европы. Именно продажи препаратов от диабета, которые стали использовать желающие похудеть, позволили компании увеличить продажи до 108 млрд датских крон ($15 млрд) в первом полугодии — это на 30% выше, чем компания получила за тот же период годом ранее. 

ВВП Дании в первом полугодии вырос по сравнению с прошлым годом на 1,7%, причем, как пишет Bloomberg, без помощи фармацевтической отрасли страны (представленной в основном Novo Nordisk) экономика сократилась бы на 0,3%. Такая сильная зависимость экономики целой страны от одного производителя вызывает тревогу в Дании, однако, пишет FT, некоторые экономисты все же надеются, что даже в случае резкого падения акций компании, которого нельзя исключить, учитывая, каким внезапным был рост, экономика выстоит. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Чудодейственный препарат

В 1923 году датчане Харальд и Торвальд Педерсены основали компанию Novo Industri для производства инсулина, впервые полученного в Канаде двумя годами ранее. Компании удалось вывести инсулин, предназначенный для лечения сахарного диабета, на рынки 40 стран за 10 лет, и на производство вещества, добываемого из поджелудочной железы животных, свозились органы со всей Европы. В 1950-х был создан фонд, ставший основным акционером компании, а в 1989 году компания объединилась с Nordisk Gentofte, которая располагала большой лабораторией, образовав компанию с нынешним названием Novo Nordisk A/S. В 1989 году появилась дочерняя компания в США — Novo Nordisk Pharmaceuticals.  

А в августе 2023 года Novo Nordisk смогла выплатить самые большие за столетнюю историю деятельности компании дивиденды, после того как продажи средств от диабета, таких как «Вегови», выросли почти втрое только за II квартал 2023 года. Это связано не с ростом числа нуждающихся в препарате пациентов с диабетом, а с нестандартным применением препарата не по назначению — борьбы с лишним весом. Его стали использовать звезды, в том числе Ким Кардашьян и Илон Маск, что сделало препарат популярным среди желающих похудеть в США, несмотря на высокую стоимость: за одну инъекцию придется заплатить около $1000. Страховка может покрывать эти расходы, но только в случае, если препарат применяют именно больные диабетом, для которых он изначально предназначен. По данным аналитиков TD Cowen, общее количество рецептов на «Оземпик» за последний год увеличилось почти вдвое, а на «Вегови» — более чем в четыре раза. 

 

Такая популярность привела к дефициту основного действующего вещества этих препаратов — семаглутида, и в результате Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов в США (FDA) включило оба препарата в список дефицитных. Исполнительный директор компании сообщил CNN, что может пройти несколько лет, прежде чем компания сможет полностью удовлетворить существующий спрос на «Вегови». 

По оценкам ВОЗ, в 2019 году сахарный диабет был на девятом месте среди самых распространенных причин смерти в мире и непосредственной причиной 1,5 млн смертей. По прогнозам, которые учитывают темпы развития эпидемии диабета, уже к 2030 году это хроническое заболевание может переместиться на седьмое место. Также, по данным ВОЗ, в 2016 году 39% взрослых старше 18 лет (39% мужчин и 40% женщин) имели избыточный вес, а около 13% взрослого населения планеты (11% мужчин и 15% женщин) страдали ожирением. Исследователи прогнозируют, что уже к 2025 году каждый пятый взрослый в мире будет страдать ожирением (18% мужчин и более 21% женщин). Поэтому препараты с семаглутидом могут быть крайне востребованы. «Оземпик» стал первым инъекционным препаратом с этим действующим веществом, благодаря чему произошли изменения не только на фармацевтическом рынке. 

По словам директора по развитию компании RNC Pharma Николая Беспалова, в истории фармации были прецеденты, когда препарат, созданный для борьбы с одним недугом, успешно применялся в других целях. Самый известный пример — «Виагра», которая создавалась как препарат от гипертонии, но обладает побочным эффектом, позволяющим лечить эректильную дисфункцию.

 

«Похожая ситуация и с «Оземпиком» — был найден побочный эффект, который влияет на лишний вес, и большая часть применений препарата в настоящее время приходится на лечение ожирения, хотя сам по себе препарат не имеет таких показаний. Но есть сарафанное радио, благодаря которому распространяется слух о том, что препарат эффективен и для других целей. В последние два года наблюдается бум вокруг подобных препаратов — все это и привело к взрывному росту спроса на этот продукт», — поясняет эксперт.

Простор для подражаний

На этом фоне возник параллельный рынок из реплик препарата, которые оказались гораздо доступнее. Аптеки в США, у которых есть разрешение на производство лекарственных препаратов по индивидуальным заказам, стали делать аналоги препарата «Оземпик» с тем же действующим веществом. По данным The Washington Post, в США всего насчитывается больше 7000 аптек, которые могут делать лекарства по персонализированным рецептам, например из-за аллергии на какой-то из ингредиентов в стандартном препарате. Аптеки проверяются государственными и федеральными властями, однако все же их продукция не так безопасна, как лекарства, которые проходят строгую проверку управления по санитарному надзору. Кроме того, семаглутид можно приобрести в интернете с оговоркой, что он «не предназначен для использования человеком». Компания Novo Nordisk подала в суд на десяток клиник и аптек, которые продают или отпускают альтернативные версии препарата, обвиняя одних в нарушении прав на товарный знак, а других — в продаже «не утвержденных новых лекарств» в нарушение закона.

Заработать на популярности «Оземпика» пытаются все — от тиктокеров до врачей. В TikTok пользовательницы делятся своими историями успешного похудения с помощью препаратов от диабета и предлагают промокоды на покупку товаров со скидкой, пишет Fortune. Как отмечает журнал, новый сенсационный тренд в соцсети — это многочисленные инфлюенсеры, которые показывают свои фото и видео «до и после». Зачастую их подписчики не в курсе, что за такими блогерами стоят компании, занимающиеся продажами лекарственных препаратов онлайн. Причем такие компании отмечают, что маркетинг через блогеров для них оказался гораздо эффективнее телевизионной и других традиционных видов рекламы.

Одна из таких компаний, Valhalla Vitality, начинала как поставщик психоделиков для лечения различных заболеваний, включая посттравматическое стрессовое расстройство, но, по словам основателя и генерального директора Филипа Д'Агостино, полтора года назад перешла на препараты для похудения. К услугам инфлюенсеров Valhalla прибегает для того, чтобы «просвещать аудиторию». Судя по тому, что выручка компании последовательно растет на 100% в месяц, отмечает Fortune, аудитория, видимо, достаточно просветилась. 

Успех датского препарата также подстегнул спрос на специалистов в области лечения ожирения или как минимум их активность. По данным Американского совета по медицине ожирения, около 2000 врачей записались на сдачу ежегодного экзамена в октябре, чтобы получить сертификат в области медицины ожирения, что на 50% больше, чем в 2022 году.

 

На этом фоне страховые компании вводят ограничения на лекарства от диабета, чтобы защитить свои бюджеты, а работодатели, оплачивающие расходы на лекарства сотрудников, вычеркивают «Вегови» из списков разрешенных, пишет Business Insider.

Производители лекарств почувствовали тренд: в данный момент к выходу на рынок готовятся дженерики, есть и оригинальные аналоги. «Некоторые фармкомпании производят похожие препараты с точки зрения действующего вещества и механизма действия, но не прямые аналоги с точки зрения структурной формулы. Они обладают схожим эффектом и могут применяться для схожих показаний», — поясняет Николай Беспалов. 

Не позднее I квартала 2024 года ожидается одобрение FDA для применения препарата Mounjaro (тирзепатид) американской компании Eli Lilly по показанию лечения ожирения и долгосрочной коррекции избыточной массы тела. Как отметил в беседе с Forbes доктор биологических наук, председатель совета директоров Forte Pharma Fund Дмитрий Рейхарт, потенциально этот препарат может быть даже более эффективным, чем «Вегови», «поскольку является единственным в данном классе инкретинов, нацеленным на два гормона: GLP-1 и глюкозозависимый полипептид (GIP)». 

Секрет успеха ставшими популярными препаратов Novo Nordisk и конкурентов заключается в том, что они обеспечивают прежде недостижимую фармакологическую долгосрочную коррекцию избыточной массы тела, считает Рейхарт и уточняет, что препараты защищены от дженериков патентами. «Первые дженерики семаглутида не должны появиться на рынке ранее 2035 года, если не будет применен механизм принудительного лицензирования — это происходит в исключительных случаях, в случае необходимости защиты прав пациентов на жизненно необходимую медицинскую помощь. Когда и если на рынке появятся дженерики, цены могут снизиться на 60-70%» Однако стоимость разработки оригинального лекарственного препарата и его выведения на мировой рынок составляет порядка $1,4 млрд  и длится в среднем около восьми лет. Поэтому, объясняет эксперт, рынок консолидирован крупными международными компаниями, в данном конкретном случае Novo Nordisk и Eli Lilly. 

 

А как в России?

В ноябре 2022 года Novo Nordisk уведомила Росздравнадзор о прекращении поставок «Оземпика» в Россию. В ведомстве заверили, что лекарство будет поставляться в страну как минимум до конца 2023 года. В марте сообщалось, что на складах большинства аптек уже нет препарата, хотя его еще можно приобрести на сером рынке. 

Как минимум три российских препарата со сходным принципом действия в данный момент готовятся вывести на рынок, отмечает Беспалов. По его словам, в апреле и июле небольшое количество препарата поставлялось для пациентов с сахарным диабетом через государственный сегмент, а на розничном рынке есть огромный неудовлетворенный спрос, который покрывается за счет серых поставок.

«Чемоданами ввозят его [«Оземпик»] из Израиля и других регионов мира по ценам, завышенным кратно, и продают на сером рынке. В основном его покупают для лечения ожирения», — добавил эксперт. 

Российская компания «Герофарм» в ближайшее время намерена вывести на рынок российский аналог модных препаратов — «Семавик», пациентам с сахарным диабетом он будет предоставляться государством по льготе. «Сейчас на рынке есть разнообразные препараты как для лечения сахарного диабета, так и для борьбы с ожирением. Но медикаменты с семаглутидом, такие как «Семавик», опережают их по эффективности», — заявили в пресс-службе компании. По данным  «Герофарм», когда их препарат выйдет на рынок, разброс цен между ним и оригинальным препаратом будет значительным: стоимость российского препарата, как ожидается, составит порядка 6000 рублей. 

 

«Если на рынке появятся легальные российские препараты, 95-99% серого спроса перейдет в правовое поле, люди будут приобретать препарат на открытом рынке и использовать. Чтобы покрыть этот спрос, компании смогут реализовать большие объемы препарата и хорошо заработать. Та же тенденция будет присутствовать в мире, в некоторых регионах мира поставки «Оземпика» прекратились из-за дефицита, и у российских производителей сейчас есть возможность поставлять аналоги на экспорт», — считает Беспалов.

Тем не менее психологи и диетологи предостерегают от применения лекарства не в медикаментозных целях. Клинический психолог онлайн-сервиса YouTalk, специалист по когнитивно-поведенческой терапии Ольга Викторова  подчеркивает, что «Оземпик» и его аналоги — это прежде всего лекарства для лечения серьезного хронического заболевания, а значит, побочные эффекты для человека, не страдающего диабетом и ожирением, но применяющего такие препараты исключительно с эстетическими целями, недостаточно изучены.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+