К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Издательство «Просвещение» заработало рекордную прибыль на фоне роста цен на учебники

Фото DR
Фото DR
Главный поставщик учебной литературы в российские школы по итогам 2022 года получил рекордную для себя чистую прибыль в 16,5 млрд рублей. А чистая маржа АО «Издательство «Просвещение» составила 56%, что выше рентабельности «Газпрома» или ГМК «Норильский никель» в самые удачные годы. У других издательств она в разы меньше

«Лилия Салаватовна (Гумерова, глава комитета по науке, образованию и культуре. — Forbes), я прошу вас подготовить запрос в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить, на каком основании издательство «Просвещение» так резко повысило цены на учебники. Почему у нас монополия на издание учебников? Может быть, поэтому цены растут?» — так председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко выступила 25 сентября, рассказав о дефиците учебников в регионах, а также росте расходов регионов на учебную литературу в полтора раза. Через день Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила, что изучит ценообразование на рынке учебников, направив запрос в издательство «Просвещение».

Хотя финансовые показатели за текущий 2023 год неизвестны, Forbes изучил отчетность АО «Издательство «Просвещение» за предыдущие годы. По итогам 2022 года издательство заработало чистую прибыль в 16,5 млрд рублей и заняло 92-е место в рейтинге самых прибыльных компаний России по версии Forbes. За пять лет прибыль АО увеличилась более чем в три раза.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Почему растет прибыль? Например, в 2022 году выручка издательства увеличилась на 13%, до 29,4 млрд рублей, а себестоимость осталась на том же уровне — около 8,3 млрд рублей (при сокращении тиража выпущенной продукции на 4,6%). То есть рост выручки связан с повышением отпускных цен, ведь у компании, по сути, нет конкурентов на рынке школьной учебной литературы. По данным последнего опубликованного годового отчета за 2020-й, издательство «Просвещение» контролировало 82% этого рынка. Ранее, в начале 2020-го, компания приобрела своего главного конкурента — корпорацию «Российский учебник», доля которой составляла 28%. До этого корпорация «Российский учебник» принадлежала Олегу Новикову, президенту издательской группы «Эксмо-АСТ». В 2019 году он рассказал в интервью газете «Ведомости» о введении ограничений со стороны Минпросвещения: «В ситуации, когда нет ни прозрачности, ни предсказуемости, довольно сложно прогнозировать развитие бизнеса. В этом не хочется участвовать. Есть все-таки желание заниматься бизнесом в конкурентной, рыночной среде».  

 

В результате маржинальность или рентабельность бизнеса АО «Издательство «Просвещение», которая де-факто является монополистом на российском рынке учебной литературы, за пять лет выросла в два с лишним раза — с 28% до рекордных 56%. И эти данные неконсолидированные, то есть не учитывают финансы дочернего издательства «Просвещение-Союз», специализирующегося на развивающей литературе для дошкольников и начальной школы. По итогам 2022 года «дочка» заработала чистую прибыль в 1,7 млрд рублей, но оценить суммарную прибыль и рентабельность двух издательств затруднительно из-за внутренних оборотов между ними.

Маржинальность бизнеса АО «Издательство «Просвещение» в 56% — необычайно высокий показатель. У других издательств она в разы меньше. Например, по итогам 2022 года у ООО «Издательство АСТ» — 12%, ООО «Росмэн» — 13%, ООО «Манн, Иванов и Фербер» — 17% и ООО «Издательская группа Азбука-Аттикус» — 27%. 

 

Для сравнения: чистая рентабельность «Газпрома» по итогам сверхудачного 2021 года, когда холдинг заработал рекордную прибыль в два с лишним триллиона рублей, равнялась 21%. Рентабельность ГМК «Норильский никель», являющегося одним из чемпионов среди крупнейших компаний по маржинальности бизнеса, по итогам опять же удачного 2021-го составила 39%.

Так что конкурировать с «Просвещением» здесь могут только считаные компании. Сопоставимую чистую рентабельность в 2022 году показали операторы морских терминалов: «ОТЭКО-Портсервис» и «Усть-Луга Ойл» (по 71%), «Владивостокский морской торговый порт» (входит в группу FESCO, 55%) и «Восточный порт» (54%). Во-первых, это всегда был очень маржинальный бизнес. Во-вторых, участники рынка портовой инфраструктуры удачно воспользовались выгодной конъюнктурой — будь то цена на уголь или разворот внешнеторговых операций на Восток.

В 2022 году «Издательство «Просвещение» направило на дивиденды 13,7 млрд рублей (3,5 млрд рублей — по итогам 2021 года, 10,2 млрд рублей — из прибыли 2022-го). Кто получил эти средства? АО «Издательство «Просвещение» на 100% принадлежит ООО «Просвещение». В свою очередь, 100% ООО владеет АО «Просвещение» — головная компания всей группы, куда входят не только издательства, но и компания, занимающаяся поставками учебного оборудования для школ, компания — разработчик цифровых продуктов для образования, собственная академия и т. д.

 

По данным годового отчета АО «Просвещение» за 2022 год, по 25% акций в нем принадлежат структурам Сбербанка, ВЭБ.РФ и РФПИ. Оставшиеся 25% акций находятся у ООО «Инвест Про». Бенефициаром этой компании назван Максим Узун — сын основателя издательства «Олма» и в прошлом одного из двух крупнейших акционеров группы «Просвещение» Владимира Узуна.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+