К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Зэки, унты и ичиги: как на обуви для Крайнего Севера заработать 60 млн рублей в год

Зэки, унты и ичиги: как на обуви для Крайнего Севера заработать 60 млн рублей в год
Хакасский предприниматель Сергей Панченко в 1992 году занялся выпуском седел и уздечек, а через 10 лет расширил ассортимент меховыми изделиями и обувью на меху. Со временем унты и ичиги стали главными продуктами его производства. В 2020-м фабрика «Снежная ласка» наладила интернет-продажи и вывела свою продукцию за пределы морозной Хакасии, сделав ставку на ручную работу, натуральную кожу и дорогостоящий мех, нашла своего потребителя в Московском регионе и теперь продает там половину обуви от общего выпуска. В прошлом году выручка семейного предприятия составила 35 млн рублей, по итогам 2023-го ожидается почти в два раза больше. За счет чего обувь северных народов набирает популярность в европейской части России и как этому способствуют заключенные — в материале Forbes

Впервые Сергей Панченко пытался начать собственное дело еще при Леониде Брежневе. В хакасском Черногорске он работал фотографом в фотоателье, когда в 1970-х в моду вошли женские туфли на деревянной колодке типа сабо. «Их делали кустари с ужасным качеством и продавали безумно дорого — около 70 рублей. Я решил, что сделаю лучше, и начал строгать колодки», — вспоминает Панченко. На одной паре он зарабатывал по 60 рублей; для сравнения, средняя месячная зарплата городского служащего тогда была около 150 рублей. Но жизнь «индивидуального предпринимателя» при советской власти уверенности в завтрашнем дне не вселяла, да и мода на сабо уже уходила. Панченко окончил школу прапорщиков и вместе с женой Екатериной уехал служить в Якутск. «Там все офицеры и прапорщики в свободное время от скуки пили. А Сергей купил токарный станок и занялся изготовлением журнальных столиков с резными ножками», — рассказывает Екатерина Панченко. При себестоимости 17 рублей в местной комиссионке столики расхватывали по 160 рублей.

Когда через пять лет службы прапорщиком Панченко уволился и семья вернулась в Черногорск, в стране началась перестройка. Предпринимательством можно было заниматься уже открыто, но и советский дефицит исчез, в частности из Китая уже хлынул поток дешевых товаров. Из-за этого разорился и первый открытый Панченко кооператив по производству мебели. Как и второй, по разведению и выделке шкур черно-бурых лис — крашеный мех из Канады оказался дешевле.

Продукция фабрики «Снежная ласка» (Фото DR)

Мехом наружу

 В 1992 году Панченко занялся производством седел и уздечек. В 1990-х лошади еще активно использовались в местных сельхозпредприятиях, а советские кожевенные производства уже закрывались. Научившись работать с кожей, в 2003-м Панченко начал делать обувь, которая теперь продается под брендом «Снежная ласка». Под новое направление в соседнем с Черногорском Усть-Абакане был куплен цех обанкротившегося предприятия «Кожпром» со станками 1940-х годов выпуска. «В Сибири зимы холодные, снежные, спрос на теплую меховую обувь очевиден, — объясняет Панченко. — Унты, сделанные по всем правилам, позволяют чувствовать себя комфортно даже при морозе минус 50 градусов».

 

Традиционные унты — это сапоги из цельной шкуры мехом наружу, утепленные внутри также выделанной цельной шкурой мехом внутрь. Толстая подошва обязательно делается с рантом и прошивкой и по принципу сэндвича — между нижним слоем и колодкой проложен войлок. Если северные народы шьют унты из оленьей шкуры, то Панченко в Хакасии начинал делать в основном из конской. «Здесь мясное коневодство, — говорит он. — Раньше шкуры просто выбрасывали. Первые годы, когда мы сами выделкой занимались, даже покупать не нужно было — платил не за саму шкуру, а просто, чтобы сняли аккуратно». Внутреннее утепление из овчины. Сейчас у компании настоящее разнообразие в женских серийных моделях: унты с мехом нерпы, соболя, норки, лисы, песца, рыси и т.д. По индивидуальному заказу «Снежная ласка» сошьет унты из любого меха. Например, высоким гостям из Москвы когда-то местные власти заказывали унты с мехом медведя. Благо и разнообразного зверя, и охотников в Сибири хватает. Для села мех на обуви ниже голенища до подошвы вполне нормален, но в городе, где даже при сильных морозах на тротуарах каша из-за реагентов, нога в классических унтах может промокать. «Для всех моделей мы предлагаем дополнительный вариант, когда верхний войлочный слой закрыт кожей быка с водоотталкивающей пропиткой, — комментирует Сергей Панченко. — На сохранении тепла это не отражается, зато влагу не пропускает».

 До 2020 года бизнес у Панченко развивался довольно медленно. «Автоматизированных линий для прошивки и затягивания колодок для нашей обуви нет — производство по большинству операций ручное. Себестоимость высокая. Отдавать оптовику, который сделает 100%-ную наценку, невозможно. А потому у нас только прямые продажи,  — рассказывает Иван Панченко, сын Сергея. — Еще три года назад мы продавали фактически только в Хакасии». А это не просто ограниченный рынок сбыта, но и сезонные риски: если зима в Сибири выпадала сравнительно теплой, продажи проваливались.

 

Иван отучился в Томском политехническом университете на физика-ядерщика, но предпочел науке семейный бизнес. «Сайт, который сделал для родителей много лет назад, совсем не продавал, — рассказывает Иван. — Пересобрал его, настроил таргетирование, продвижение в «Яндексе». Завели товар на Wildberries и Ozon». Обувь от хакасского производителя стоит довольно дорого, по словам Ивана, на онлайн-площадках аудитория часто не всегда осознает, почему за унты просят такие деньги. Цены на унты «Снежной ласки» начинаются от 23 000 рублей. Но есть модели, которые стоят и более 100 000 рублей, например отделанные соболем. «В продаже можно найти обувь даже за 8000 рублей, которая будет называться унтами, но таковыми они не являются, — поясняет Иван. — Вместо качественного прошива через рант используют проклейку на картон, но с имитацией рантового метода пошива. Внутреннее утепление не из цельной овчины, а приклеенного состриженного меха. Применяют и много других мелочей, которые сильно удешевляют продукт, лишая его заявленных потребительских свойств».  

Дизайнер — нейросеть, сапожники — зэки

С 2021 года было принято решение окончательно отказаться от собственной выделки шкур и перейти к закупкам готовых.  Предприятие приобрело новое швейное оборудование и существенно расширило ассортимент. Сегодня, помимо унтов, производятся так называемые «монголки» (официально — унты-сапоги) — внутри мех, снаружи гладкая кожа, а также ичиги — сапоги со шнуровкой. Разработали и запустили производство демисезонной обуви, среди которой, например, мужские кожаные «офицерские» сапоги с каблуком из влагостойкого березового шпона. Такая обувь предназначена для пеших прогулок за городом или верховой езды. «Я такие видел только у люксовых зарубежных брендов», — комментирует Иван. Сейчас в ассортименте компании почти 200 моделей, новые вводятся постоянно. По словам Ивана, последнее время общий дизайн обуви создается нейросетью, после которой модельер дорабатывает предложенный образ. А вот швей и сапожников, увы, роботом не заменить. И это огромная проблема. В компании ее решили с помощью заключенных соседней колонии строгого режима. Сейчас из 35 работников предприятия половина — зэки.

«Ручная затяжка заготовки на колодку требует мужской силы, женщин на эту операцию никогда не ставили, — рассказывает Сергей Панченко. — В нашей местности спрос на квалифицированных работников среди крепких мужчин давно превышает предложение. Из-за этой ситуации... мы заключили партнерский договор с местной колонией».

 

Дефицит сапожников, пожалуй, сегодня главный сдерживающий развитие фактор. Благодаря инновациям, а также онлайн-рекламе, на которую, по словам Ивана, тратится до 20% оборота, продажи резко выросли: с 35 млн рублей в 2022 году до 60 млн рублей к концу 2023-го. Из них прибыль, согласно планам, должна составить 50%. В 2022 году компания продала около 1400 пар обуви, в 2023 году — не меньше 3000.

Мужские ичиги (Фото DR)

Премиум из Хакасии

Сейчас половину продукции фабрики «Снежная ласка» приобретают покупатели из московского региона. «Жители коттеджных поселков и те, кто носит эту обувь вдали от дома — на охоте, рыбалке, в командировках в северные районы страны», — комментирует Иван. Рыбопромышленник из Приморья Александр Бусов рассказал Forbes, что ежегодно лично для себя покупает по несколько пар обуви «Снежная ласка» — разные модели монголок, берцев. «Да, недешевые, — замечает он. — Но мне нравятся. И с компанией можно общаться, они всегда учитывают личные пожелания». Обувь по типу унтов как элемент экипировки для работы в суровых условиях Севера массово производится со времен СССР. Например, советские «авиаторы» — с черным или бежевым мутоном снаружи, перетянутые кожаным ремешком. Довольно грубые, но теплые и крепкие. При отсутствии альтернативы их очень любили рыболовы и охотники. Сейчас похожие унты проходят по разряду рабочей обуви и стоят около 4000 рублей. Унты из дорогого меха по 40 000 рублей за пару можно  приобрести в магазине «Экспедиция Фактория».

«Мы заказываем у скорняков Красноярского края — это не фабрики, а частные мастера. У нас можно купить унты из ассортимента, который в наличии, или сделать индивидуальный заказ,  — рассказала Forbes Оксана Никоненко, управляющий магазина «Экспедиция Фактория». — Торгуем унтами уже точно больше 15 лет. Но спрос растет. А в последние годы продажи в этой категории удваиваются ежегодно. Уходит импорт, входит в моду национальное. А обувь эта, можно сказать, универсальная — берут и вокруг коттеджа гулять, и в экспедицию на вездеходе поехать». По словам Ивана Панченко, если не считать частных мастеров в национальных округах, более-менее серьезно производством традиционных унтов премиального уровня в России никто не занимается. «Есть фабрика «Айхал» (название по имени поселка Якутии, но само производство в Иркутске. — Forbes), эти унты стоят примерно как наши, — говорит Иван. — А больше никого не встречал». Унты «Айхал» шьются из камуса (шкура с голени) оленя в национальном якутском стиле и стоят около 30 000 рублей. Руководство компании от полноценного комментария отказалось.

По статистике маркетплейса Ozon, за январь — июнь 2021 года было продано 334 пары унтов, за этот период 2022-го — 1111, а 2023 года — 3016 пар. Растут продажи подобной обуви и на Wildberries. «За восемь месяцев этого года продажи унтов в штуках выросли на 49% год к году, а «монголок» — на 78%. На Wildberries представлена различная национальная обувь, в том числе унты, ичиги и «монголки» от различных продавцов и производителей. Видим интерес покупателей к такой продукции, поскольку она изготовлена с учетом их потребностей: благодаря традиционным технологиям производства, такая обувь часто является более долговечной и согреет в суровых погодных условиях», — говорит представитель Wildberries.

Конкуренции с импортом у российских производителей нет. Традиционную для Севера теплую качественную обувь, по словам Ивана Панченко, делают только в Канаде, но с учетом курса валюты, стоимости и времени доставки сегодня проще и выгоднее купить в Хакасии. «Многие просто не знают, что для леса, тундры, катания на снегоходах и тому подобного существует не только рабочая обувь, но и удобная и красивая премиального качества — поясняет Иван. — Фактически мы сами создаем этот рынок в России».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+