«Эксмо» пожаловалось в ФАС на «Букварь» конкурента со схожей обложкой и автором
«Эксмо» пожаловалось в ФАС на «Букварь» конкурента с похожей обложкой и автором-однофамилицей. Юристы напомнили, что ФАС в прошлом уже соглашалась с доводами издательства по поводу плагиата его продукции и обязывала ответчика изымать из оборота спорную продукцию
Издательство «Эксмо» направило в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) заявление о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, обвинив одного из конкурентов в плагиате «Букваря» логопеда Надежды Жуковой, сообщил РБК, ознакомившийся с копией документа. «Эксмо» в заявлении отметило, что никому не передавало прав на использование художественного оформления книги и всей серии «Логопед Надежда Жукова», которое создано штатным сотрудником и «позволяет отличать книги издательства от книг, издаваемых иными лицами».
Речь идет об учебнике, совокупный тираж которого в 2022 году составил 201 400 экземпляров и который стал самой продаваемой российской книгой в США за год. Плагиатом, по словам «Эксмо», занимается ООО «Симбат» (бренд учебных пособий «Умка»), которое в 2017 году выпустило книгу «Азбука и букварь» в визуально похожем на учебник «Эксмо» исполнении и под авторством «малоизвестного педагога-логопеда» Марии Жуковой.
В заявлении в ФАС «Эксмо» привело результаты опроса 1500 читателей, 60% из которых отметили, что обложка «Азбуки и букваря» от «Умки» копирует фирменный стиль обложки «Букваря» от «Эксмо». Издательство отметило, что схожесть оформления серии и одинаковые фамилии авторов приводят к «смешению» книг в глазах потребителя и попросило ФАС выдать конкуренту предписание «устранить последствия нарушений».
По мнению адвоката компании Kulik & Partners Law.Economics Асии Раджабовой, ключевое значение при рассмотрении дела в ФАС будет иметь мнение потребителей по итогам социологических опросов о том, считают ли они книги схожими или относящимися к одной серии, а также сравнительные заключения экспертов и специалистов.
Юрист антимонопольной и регуляторной практики юридической фирмы Vegas Lex Илья Бочинин напомнил, что в 2012 году УФАС Москвы признало нарушением закона о защите конкуренции выпуск «Азбукой-Аттикус» серии «Я люблю путешествовать» с использованием художественного оформления, сходного с серией «Оранжевый гид» «Эксмо». Тогда ответчика обязали изъять из оборота спорную продукцию, а кассационный суд, отклонив его жалобу, указал, что действия «Азбуки-Аттикус» были направлены на получение преимуществ, связанных с увеличением объема продаж вследствие перехода части потребителей от продукции «Эксмо».