Подрядчик ушедшей из России H&M потребовал взыскать с нее более 245 млн рублей убытка
Логистический подрядчик H&M — компания «Логистикаспецтранс» — через суд потребовал взыскать с нее 245,8 млн рублей. В результате ухода ретейлера из России объемы грузоперевозок по договору с ним существенно сократились, а «Логистикаспецтранс» вынуждена была нести и расходы на транспорт, который закупался специально под требования H&M
Компания «Логистикаспецтранс» требует взыскать с ушедшего из России ретейлера H&M убытки в размере 245,8 млн рублей за несоблюдение заверения по устойчивому развитию — с таким иском компания обратилась в Арбитражный суд Москвы. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на исковое заявление и представителя истца. Компания, полагаясь на обещания H&M, пошла на целевое приобретение 50 транспортных средств, отвечающих требованиям ретейлера и объему заявок, и организовала автотранспортную базу, как того требовали выставленные H&M условия тендера.
H&M работала на российском рынке с 2009 года. В начале марта 2022 года компания сообщила, что приостанавливает продажи своей продукции в стране, связав это решение с событиями на Украине. Позже ретейлер объявил о решении окончательно покинуть российский рынок. В июле 2022 года H&M Group официально объявила о сворачивании бизнеса в России вопреки ранее принятым на себя обязательствам, отмечается в иске. В штаб-квартире H&M не ответили на запрос газеты о позиции по поводу иска, в самом заявлении в суд говорится, что от урегулирования претензий в досудебном порядке компания отказалась.
Олег Мамонт, руководитель направления юридической компании a.t.Legal, представляющей интересы истца, рассказал, что после решений ретейлера об остановке продаж объемы грузоперевозок по договору с ним существенно сократились. «Логистикаспецтранс» вынуждена была и далее нести расходы на транспорт, добавил юрист. По его словам, эти убытки находятся в прямой причинной связи с действиями H&M. Прямым последствием недостоверности заверений H&M и неисполнения обязательств по развитию бизнеса являются убытки в виде упущенной выгоды, добавил Мамонт. Подрядчик требует возмещения убытков в соответствии с частью 1 статьи 431.2 Гражданского кодекса (недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора и его исполнения), пояснил он.
В марте 2023 года Верховный суд принял определение по иску покупателя компании «Трастфорекс» бизнесмена Александра Александрова. Он в августе 2018 года приобрел компанию, выкупив 81,23% у иностранного владельца, а остальные доли — у нескольких физических лиц. В ходе сделки покупателя заверили в отсутствии претензий властей к приобретаемому активу, а через три месяца компания лишилась важной лицензии Центробанка. В этом деле Верховный суд определил, что в предпринимательских отношениях ответственность лица, давшего заверения, наступает за их несоответствие действительности.
«Мы выражаем надежду, что суд, основываясь на нормах действующего законодательства и мартовском решении ВС, примет решение в пользу истца», — сказал Мамонт. По словам юриста, истцы рассматривают вариант, при котором «H&M может предложить заключить мировое соглашение с выплатой справедливой компенсации». В противном случае представители истца допускают применение обеспечительных мер в отношении активов ответчика на любой стадии арбитражного процесса.
Адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова назвала оригинальным предмет иска к H&M. Этот «необычный подход» может быть успешным, учитывая практику судов в отношении ушедших с рынка компаний и в отношении персонально H&M, сказала Лукьянова. Адвокат Полина Павлова, партнер юридической группы «Гришин, Павлова и партнеры», отметила, что заверения должны касаться фактов, имевших место до и на момент их дачи. «Если суд установит, что заверение по «устойчивому развитию бизнеса» подразумевает под собой обязательство на будущее, которое сложно проверить на достоверность, то в иске может быть отказано», — сказала она.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский считает, что суду предстоит разрешить вопрос, предоставила ли H&M «Логистикаспецтрансу» заведомо недостоверные заверения. Вероятность частичного удовлетворения такого иска довольно высока, полагает Владимир Шкуренков, старший юрист компании Sudohod. По его мнению, упущенная выгода подлежит возмещению, но реальный ущерб с высокой степенью вероятности будет снижен.