Правительство не поддержало идеи о 220% пошлины или запрета на импортные БАДы
Инициатива о введении запрета или заградительных пошлин на ввоз в Россию биологических активных добавок (БАД) из «недружественных» стран не нашла поддержки правительства. Об этом сообщает РБК со ссылкой на одного из участников заседания подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, на котором обсуждались обе идеи. В пресс-службе Минэкономразвития подтвердили, что «данная инициатива не была поддержана».
В пресс-службе Минэкономразвития рекомендовали обратиться за подробностями в Роспотребнадзор, издание направило запрос в ведомство. С предложением запретить импорт в Россию БАДов из «недружественных стран» или ввести заградительные пошлины 220% на их ввоз выступил Национальный союз защиты прав потребителей (НСЗПП). Оба предложения обсуждались на заседании подкомиссии, сказал источник РБК.
Отечественные производители БАДов предлагали ввести ставки соответствующих пошлин чуть меньшего размера — 50–70%, рассказал участник заседания. Но это предложение, как и инициативы НСЗПП, не получили поддержку. НСЗПП объяснял необходимость введения ограничений быстрым ростом серого и черного рынков биодобавок, что создает опасность для потребителя.
В 2014 году Россия ввела эмбарго на ввоз пищевых продуктов и сельхозсырья из «недружественных» стран, прежде всего США и Евросоюза. БАДы, специализированное питание для спортсменов, витаминно-минеральные комплексы, концентраты белков и их смеси, пищевые волокна, а также пищевые добавки под этот запрет не попали.
По оценке аналитиков Tebiz Group, в импортных поставках БАДов в Россию в 2022 году лидировали производители из США. Помимо них, недорогие добавки поставляли Германия и Китай. На добавки из этих трех стран приходилась основная доля импорта — 74%. При введении заградительных пошлин под фактический запрет могла попасть в том числе продукция компаний Solgar, PharmaMed, Unipharm, Stada, пользующаяся большим спросом у потребителей (топовые места по продажам в России).
В первой половине 2023 года россияне купили БАДы на 59,6 млрд рублей, а коммерческий рынок БАДов увеличился в рублях на 7% год к году, оценивала аналитическая компания DSM Group. В упаковках емкость рынка за первые шесть месяцев сократилась на 3,4% — до 190,5 млн упаковок. В 2022 году внутреннее производство БАДов превышало объем импортных поставок в полтора раза, отмечала Tebiz Group.
В июне 2023 года в тройку крупнейших производителей, на долю которых приходилось 28,2% продаж, DSM Group включала отечественные компании «Эвалар» (доля 14,7%) и «Квадрат-С» (6,8%), а также американского производителя Solgar (6,7%). В топ-10 входили PharmaMed, «ВТФ», Stada, «Мирролла», Queisser Pharma, Unipharm, Dr. Reddy's. Средневзвешенная цена упаковки БАДов в июне 2023 года составила 322 рубля.
Сопредседатель Союза потребителей Антон Недзвецкий сказал, что заградительные пошлины не решили бы проблему с контрафактом, но сделали бы менее доступной легальную и проверенную продукцию производителей, которая уже давно поставлялась в Россию и к которой привыкли покупатели. Бороться с контрафактом, по мнению Недзвецкого, нужно таким образом, чтобы на рынке оставалась доступная и качественная продукция. Например, обязательная маркировка БАДов (с 1 октября) позволит улучшить контроль за прослеживаемостью товаров, сказал собеседник РБК. Другой эффективной мерой эксперт назвал досудебную блокировку сайтов, которые предлагают приобрести контрафактную продукцию.