Аналитики оценили перспективные виды топлива для развития в России вместо бензина
Россия еще минимум семь лет будет оставаться преимущественно «бензиновым» государством в смысле топлива для промышленного оборудования и транспорта, но развитие технологий новой энергетики позволит ей к 2030 году стать их экспортером в дружественные страны. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании «Яков и Партнеры» (бывшая McKinsey), которое есть у Forbes. Эксперты выявили три наиболее перспективные технологии с потенциалом для коммерческого развития на горизонте двух-трех лет.
- Применение литий-ионных аккумуляторов. Такой тип аккумуляторов используется, например, во всех популярных смартфонах. К 2030 году совокупная стоимость владения (total cost of ownership, TCO) литий-ионных аккумуляторов будет в среднем на 50% ниже, чем у дизеля, говорится в исследовании. В сегменте легкового транспорта электромобили обошли автомобили с двигателями внутреннего сгорания по TCO на 50% еще в 2022 году. Если Россия наладит собственное производство литий-ионных аккумуляторов, то сможет сократить зависимость от их импорта, а в долгосрочной перспективе — от зарубежных производителей легкового транспорта. Барьером здесь является отсутствие в России технологии производства полимерных сепараторов и серийного производства компонентов (катодов, анодов): можно наладить партнерства с китайскими производителями и организовать всю цепочку производства батарей в России, отметила одна из авторов отчета Анна Волкова.
- Использование твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ) для генерации электроэнергии. Через семь лет совокупная стоимость владения на протяжении всего жизненного цикла у ТОТЭ в России может стать на 15% ниже, чем у двигателей внутреннего сгорания, указано в отчете. В России уже есть почти вся необходимая научная и инженерная база для запуска серийного производства, идет разработка недостающей технологии Metal Supported Cell — ее отсутствие может быть ключевым барьером для технологии, отметила «Яков и Партнеры». Наличие собственных ресурсов, включая цветные и редкие металлы, создает значительный экспортный потенциал технологии, считает компания. В технологию ТОТЭ надо инвестировать в краткосрочной перспективе, считают авторы отчета.
- Использование сжиженного природного газа. Ужесточение экологических норм будет способствовать переходу морского транспорта на СПГ, тем более что он обладает большим запасом хода и не требует сети АЗС. Но большой минус СПГ для колесного пассажирского транспорта в том, что для его перехода с дизеля на СПГ потребуется развитие сети газомоторных заправочных станций и инвестиции в размере больше 700 млрд рублей, указано в отчете «Яков и Партнеры». Массовый переход на СПГ будет иметь смысл только для локальных решений: например, для спецтехники, которая используется в карьерах, считают эксперты. Сейчас же водород выгодно производить только в местах его потребления. Для сравнения, стоимость получаемого электролизом водорода в Москве составит около $20, что в 370 раз превышает стоимость дизельного эквивалента в ценах 2022 года.
Кроме того, «Яков и Партнеры» оценила перспективы водородных технологий. Из-за технологических и экономических барьеров до 2030 года маловероятно создание экономически эффективных силовых установок на водородных топливных элементах. Однако развивать водород тоже может быть коммерчески привлекательно — если заниматься его экспортом в страны, которые делают ставку на водородные технологии по соображениям экологии: это, например, Китай, Южная Корея и Япония, говорится в отчете.
«Яков и Партнеры» советует расширить программу строительства инфраструктуры в наиболее перспективных сегментах — литий-ионных аккумуляторах и ТОТЭ. Частным компаниям требуется поддержка государства — финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предоставлять льготные кредиты или софинансировать запуск производств. Кроме того, нужно усилить центры компетенций на базе существующих институтов по разработке ТОТЭ, считает «Яков и Партнеры».
Большинство технологий даже к 2030 году вряд ли будут экономически конкурентоспособны в сравнении с традиционными двигателями внутреннего сгорания, но три обозначенные технологии выглядят наиболее многообещающе, отметила руководитель проектов «Яков и Партнеры» Марина Дорохова. В рамках работы над отчетом компания, как она утверждает, рассмотрела 30 различных технологий производства и накопления энергии, в том числе ДВС на альтернативных видах топлива.