Российский рынок фитнеса продолжает восстанавливаться. По итогам июля 2023 года продажи клубных карт оказались выше показателей соответствующего периода 2022 года на 9,5% и на 2,4% превзошли продажи допандемийного 2019-го. Реализация дополнительных услуг немного — на 1,6% — ниже аналогичного периода 2019 года, но на 3,8% выше показателей июля 2022 года. Посещаемость и загруженность клубов все еще на 6,2% ниже докризисных, но на 4,2% выше, чем в июле прошлого года. Такие данные содержатся в исследовании Национального фитнес-сообщества (НФС), с которым ознакомился Forbes. Организация объединяет 2300 фитнес-клубов России из 82 регионов.
И если совокупная выручка фитнес-клубов, входящих в НФС, за первое полугодие выросла на 8,1 млрд рублей, почти до 83 млрд рублей, то за июль этот показатель увеличился еще примерно на 1 млрд рублей, следует из исследования.
Летний период для рынка фитнес-услуг — самый низкий сезон, а июль — один из самых непростых месяцев, поскольку продажи падают, а клубы зачастую сталкиваются с кассовыми разрывами, отмечает президент НФС Елена Силина: «Для посетителей найти время для занятий — задача не из легких. Поездки за город, прогулки с друзьями после работы, жара и отпуска нередко выбивают из привычного расписания даже тех, кто отдает предпочтение заботе о здоровье».
«Лето — традиционно низкий сезон для фитнес-клубов, — подтверждает генеральный директор World Class Николай Прянишников. — Как правило, снижение продаж составляет 20% в сравнении с высоким сезоном. Если же говорить об итогах июля, то мы отмечаем снижение продаж новых абонементов на 2% к аналогичному периоду прошлого года». Генеральный директор XFIT Ирина Туманова соглашается, что в июле в сети ожидали дальнейшего падения клиентского спроса: «Низкий сезон продолжается — минус 5% по продажам клубных карт и минус 12,5% в категории дополнительных услуг (персональные тренировки, бары, СПА и пр.) по сравнению с данными за май».
В сети С.С.С.Р. показатели июля 2023-го аналогичны прошлому году, сообщил ее генеральный директор Сергей Савинов. По информации гендиректора сети фитнес-клубов Drive Fitness Романа Вальчука, его компания в июле превысила основные бизнес-показатели того же месяца докризисного 2019 года более чем на 20%, за исключением посещаемости (она стагнирует).
«Физическая активность и здоровый образ жизни все больше становятся неотъемлемой частью современного человека, фитнес-отрасль становится более востребованной. И количество клубов будет только расти — правда, преимущественно студийного формата с быстрой окупаемостью и малыми инвестициями», — считает Силина.
По данным НФС, в первом полугодии 2023 года в России существовало порядка 8600 фитнес-объектов (за тот же период открылось 368 клубов и студий, а закрылось около 107). После лета, прогнозирует Силина, клубы будут открываться активнее, число новых открытий к концу года дойдет до 400. До конца текущего года открыть не менее семи заведений в Москве и Новосибирске планирует World Class. Планы по росту есть и у сети XFIT: к концу 2023 года будет открыто порядка 17 полноформатных клубов и мини-студий в России (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Магнитогорск, Норильск, Сочи, Тамбов) и Узбекистане. Два клуба откроет и Drive Fitness. С.С.С.Р. новых открытий пока не планирует.
Расцвет рынка фитнеса пришелся на допандемийный 2019 год, отмечается в исследовании НФС. Тогда в России существовало порядка 13 000 спортивных клубов, причем в тот год открылось 573 новых объекта, а закрылось всего 30. Пандемия подкосила рынок: в 2020 году не открылось ни одного нового заведения, но закрылось более 3250 фитнес-клубов. Впервые количество открытых клубов превысило число закрытых только в 2022 году — 587 фитнес-объектов против 172 соответственно.