Деньги на бороде: почему барбершопов открывается больше, чем салонов красоты
Несмотря на кризисные явления последних лет российская индустрия красоты привлекает инвесторов. Это следует из данных сервиса Avito, эксперты которого проанализировали для Forbes динамику откликов на объявления по продаже бизнеса и франшиза в категории «Красота и уход» в первом полугодии 2023-го. Сейчас на платформе доступно более 3000 предложений в этой категории (это салоны красоты, студии маникюра, бьюти-коворкинги и барбершопы). За первые шесть месяцев 2023 года количество звонков и обращений от потенциальных покупателей к продавцам готового бизнеса и франшиз выросло на 68% год к году. В первом полугодии 2022-года этот показатель составлял 48%.
«Положительную динамику показывают все сегменты бизнеса: как салоны красоты и студии маникюра, работающие преимущественно с женской аудиторией, так и барбершопы, ориентированные исключительно на работу с мужчинами, — комментирует руководитель макрокатегории «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование для бизнеса» на Avito Илья Дудковский. — При этом спрос на мужские бьюти-пространства практически вдвое превосходит интерес к покупке и развитию традиционных салонов красоты».
Данные Avito демонстрируют, что с января по июнь 2023 года спрос на покупку готового салона красоты или студии маникюра вырос в среднем на 47% к аналогичному периоду прошлого года, в то время как спрос на барбершопы за этот же период увеличился на 96%.
То что, количество барбершопов растет быстрее других точек красоты, подтверждают и данные картографического сервиса 2ГИС: в городах-миллионниках за последний год (с июля 2022-го по июль 2023-го) количество барбершопов выросло на 18,6% и достигло 3337 точек. На первом месте по приросту — Омск, где количество барбершопов выросло на 35% до 54 точек, на втором месте Волгоград (плюс 31,3%, 42 точки), на третьем месте Челябинск (плюс 30,5%, 77 точек). Москва демонстрирует уверенный рост — за год количество барбершопов увеличилось на 17,6% и сейчас, по данным «2ГИС», составляет 1158 точек. Примерно такая же ситуация и в Санкт-Петербурге, где барбершопов стало больше на 16,4% — всего в городе действует 624 точки.
Показатели других точек красоты гораздо скромнее. Количество ногтевых студий за прошедший год в России выросло на 8,8%, до 33 386 салонов, парикмахерских — на 3,3%, до 28 324, косметологических салонов — на 9,3%, до 20 414.
Всего за последние четыре года количество барбершопов в России, по данным 2ГИС, выросло на 97%. Число ногтевых студий за этот же период выросло на 19,9%, парикмахерских — на 6%, косметологических салонов — на 5,3%. Чем, помимо эффекта низкой базы, объясняется такой рост барбершопов?
«Индустрия красоты долгое время считалась преимущественно женской отраслью, но в последние годы активными потребителями услуг салонов красоты становятся именно мужчины, — рассуждает Илья Дудковский. — В особенности это характерно для крупных городов». Интерес инвесторов к барбершопам он объясняет различиями в отношении мужчин и женщин к индустрии красоты. По мнению Дудковского, если мужчины в большей степени ориентируются на бренд салона, то женщины предпочитают конкретного мастера и следуют за ним, в каком бы салоне он ни работал.
Есть и другие объяснения — открыть барбершоп недорого. «Стоимость открытия салона красоты небольшого формата обойдется не менее чем в 2 млн рублей. Столько стоит, например, открыть франшизу сети «Точка красоты». Если это премиум-салон, то уже речь идет о сумме в районе 10-12 млн рублей. Открытие барбершопа в среднем обходится в 1,5-2 млн рублей», — поясняет руководитель Franshiza.ru Анна Рождественская. С ней согласен основатель сети имидж лабораторий «Персона» и президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты (АПИК) Игорь Стоянов. «Рост количества барбершопов объясняется самым недорогим в индустрии входом: открыть такое заведение на два-три кресла стоит 1,5 млн рублей. Обучение персонала займет не более двух недель. К слову, очень много владельцев такого бизнеса сейчас приезжает к нам из стран — поставщиков трудовых мигрантов — Киргизии и Узбекистана», — говорит Стоянов.
Чего хотят мужчины
По данным исследования маркетплейса услуг YouDo.com и «МТС Банка», проведенного в июне 2023 года (есть у Forbes) российские мужчины стали больше внимания уделять своему внешнему виду. В июне 2023 года мужчины на 38% чаще, чем год назад, платили в барбершопах. Средний чек вырос на 17% и составил 1200 рублей. Количество транзакций, совершаемых мужчинами в SPA-салонах и магазинах косметики тоже выросло — на 27% и 25% соответственно. Средний чек в SPA увеличился на 10%, до 2460 рублей, а на косметику, наоборот, снизился на 13%, до 1450 рублей.
«Концепция открытия салонов красоты эксклюзивно для мужчин не нова, — рассуждает управляющий директор выставочного организатора ExpoVisionRus в России Анна Дычева-Смирнова. — Веяние пошло из Европы и США с конца 1990-х, но активно отрасль начала развиваться именно сейчас. Все началось с так называемых цирюлен — барбершопов. Потом на их базе начал расширяться ассортимент предоставляемых услуг: чистки, маски и массаж лица, инъекции ботокса, филлеры, маникюр-педикюр, эпиляция (особенно ягодиц) и коррекция бровей. Под воздействием ролевых моделей — известных футболистов, певцов и актеров — у миллиниалов сформировалась новая парадигма мышления, они совершенно иначе воспринимают понятие мужественности — уход за своей внешностью ее не подрывает. И российские мужчины в этом смысле не исключение». Хотя, по мнению собеседницы Forbes, мужчины в России пока подходят к процедурам довольно утилитарно: самые распространенные — стрижка волос и коррекция бороды, не занимающие много времени.
По словам Дычевой-Смирновой, сейчас из всего ассортимента косметологических процедур в России на мужчин приходится около 8%, причем дома российские мужчины практически не ухаживают за собой, но они хотят быстрых, эффективных и неболезненных процедур.
Эксперт приводит данные опроса ExpoVisionRus: мужчины в России в среднем тратят 28 минут на ежедневный уход за своей внешностью (для сравнения в США — 48 минут), в среднем используют в день два косметологических продукта (в США — четыре). Предметом их наибольшей озабоченности являются морщины (35%) и проблемы с волосами и седина (36%).
Как растет рынок
«В стране сформирована культура регулярного поддержания стиля. Даже в периоды 2020-2022 годов, в условиях пандемии, кризиса и невысокого уровня доходов люди не отказывались от базовых услуг парикмахерских и салонов красоты (стрижка и маникюр). Конечно, мы заметили, что около 30% мастеров в этот период ушли в самозанятость и увели клиентов из студий красоты, но в целом на рынок это не влияло», — отмечает Игорь Стоянов.
По данным АПИК, оборот российского рынка парикмахерских и салонов красоты в 2019 году оценивался в 243,3 млрд рублей. Пандемия 2020 года обрушила его на 19,2%, до 196,5 млрд рублей. Но в 2021 году рынок уже вышел в плюс, прибавив сразу 28,8% (оборот составил 253 млрд рублей).
Рост продолжился и в 2022 году — на 20,5%, до 305 млрд рублей. Индустрию красоты затронули западные санкции, введенные после начала «спецоперации»* на Украине. «Представители бьюти-отрасли фиксировали рост цен на импортную продукцию, — объясняет Стоянов. — Более 80% используемых расходных материалов и оборудования — импортные, а доля расходов на материалы в цене услуги могла достигать 60%. У поставщиков поднялись цены на косметологические препараты, краску для волос и расходники для маникюра. По состоянию на апрель 2022 года на 30-40% подняли цены официальные представители зарубежных брендов (Wella, Londa, Matrix, L’Oreal, Sebastian, Nioxin). Часть компаний, например, производитель средств для ухода за волосами Wella ушли с рынка. Операторы искали выходы и альтернативных поставщиков».
В будущем, по прогнозу АПИК, ситуация стабилизируется — к 2027 году оборот составит 413,4 млрд рублей, что на 35,5% превысит уровень 2022 года.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.