Первая половина 2023 года показала, что рынок жилья полон сюрпризов, выходящих за рамки логики. Главные «дрожжи» спроса конца 2022 года — субсидированная ипотека по околонулевым ставкам — ушли в историю, и многие участники рынка прогнозировали, что будет спад спроса. Однако спрос, пролежав в коме январь и февраль, начиная с марта стал демонстрировать уверенное восстановление. Более того, май и июнь, обычно провальные из-за длинных выходных и летнего затишья, в этом году показали на удивление высокие результаты по количеству сделок. Изучив статистику продаж и ипотечных сделок за полугодие, Forbes попросил экспертов объяснить три самых необычных явления, которые рынок продемонстрировал в этом году: миграцию спроса от новостроек на вторичный рынок, утрату сезонности и сохранение спроса на ипотеку при ухудшении условий.
По данным Циан (есть у Forbes), в первом полугодии 2023-го цены на первичном рынке Московского региона не падали: квадратный метр в среднем подорожал на 2,6%, причем основной рост (+1,8%) пришелся на июнь. В Москве средняя стоимость «квадрата» в новостройке составила 324 200 рублей, в Подмосковье — 164 900 рублей. По данным сервиса Dataflаt, средняя стоимость «квадрата» в «старой» Москве составила 390 190 рублей, в Новой Москве — 238 397 рублей, в Подмосковье — 181 633 рубля.
Количество сделок как на первичном, так и на вторичном рынке близко по значениям к 2021 году: по данным Росреестра, за первое полугодие в Москве зарегистрировано 78 120 сделок с готовыми квартирами (минус 2,1% к 2021 году) и 67 239 ДДУ (минус 1,5% к 2021 году). Сравнение с 2022 годом не имеет смысла, поскольку в первом полугодии 2022-го рынок пребывал в глубоком шоке после начала «специальной военной операции»*, поэтому эксперты сравнивают показатели с 2021-м, относительно благополучным годом. Спрос на ипотеку, по оценке Сбербанка, в масштабах страны превзошел результаты 2021-го на 10,1%. В Москве Росреестр зарегистрировал 64 729 сделок, это на 7,7% больше 2021 года.
Смиренный спрос
В конце 2022 года участники рынка ждали серьезного падения спроса, поскольку главный драйвер продаж — околонулевая субсидированная государством ипотека — уходил в прошлое под давлением ЦБ. Ожидания оправдывались только первые два месяца: в январе и феврале продажи новостроек шли тревожно низкими темпами, но потом неожиданно вернулись на уровень, сопоставимый с 2021 годом. Собеседники Forbes нашли этому несколько объяснений, главное из которых: люди перестали ждать лучших условий, иными словами, на рынке больше не формируется отложенный спрос.
«В сегодняшних реалиях слова «откладывать» и «благоприятные условия» лишены внутреннего содержания, — отмечает руководитель «Циан-Аналитики» Алексей Попов. — Участники рынка принимают решения исходя из ситуации «здесь и сейчас». Обычные сезонные циклы стали менее актуальны».
«Люди просто привыкли и смирились с новыми ипотечными ставками», — полагает управляющий агентством недвижимости «Вишня» Сергей Вишняков. Еще ряд собеседников Forbes использовали слово «смирились», объясняя поведение покупателей.
На вторичном рынке «смирение» покупателей сказалось еще интенсивнее: июньский результат стал рекордным за 15 лет, Росреестр зарегистрировал 15 746 договоров купли-продажи жилья.
Фактор Росреестра
Сообщение о рекордном количестве сделок на вторичном рынке московский Росреестр сопроводил пояснением, что «на объемы сделок также повлияло существенное сокращение сроков осуществления учетно-регистрационных действий». Участники рынка, опрошенные Forbes, отметили, что сделки действительно регистрируются быстрее, и на короткой дистанции это сказывается на статистике, поскольку в итоги месяца попадает больше договоров именно за счет скорости их регистрации.
«В отдельные месяцы ускорение или замедление деятельности Росреестра может отражаться в статистике, — отмечает основатель и владелец группы «Родина» Владимир Щекин. — Сейчас регистрация действительно проходит быстро».
«Из последних сделок: неоднократно регистрация проходила на следующий день, то есть проходило меньше суток, — делится наблюдениями Вишняков из «Вишни». — Получается, что цикл сделки несколько ускоряется».
«В среднем в текущем году при оформлении жилья на вторичном рынке в Москве управлением регистрируется порядка 660 договоров в день, в прошлом году этот показатель составлял около 400 договоров», — сообщил Forbes представитель пресс-службы управления Росреестра по Москве.
Ипотека вопреки
Ипотечные заемщики больше не ждут ни комфортного ежемесячного платежа, ни низких ставок, в 2023 году люди берут такую ипотеку, какая есть, — к этому выводу пришли собеседники Forbes.
«Люди поняли, что еще более выгодных условий для покупки — снижения ставок или цен — не будет», — резюмирует руководитель по продажам корпорации «Мегалит» Ирина Орлянкина.
Впрочем, ряд экспертов указывают, что ипотечные условия не так уж сильно «испортились», чтобы отказываться от них.
«Банки по-прежнему охотно одобряют ипотеку, по нашей статистике процент одобрения составляет 97%, — говорит директор по продажам Level Group Алина Ларионова. — Минимальный первый взнос остался без изменений: от 15% по всем госпрограммам и от 10% по стандартным программам, несмотря на новости в мае об ужесточении требований ЦБ».
Наиболее распространенными ипотечными госпрограммами являются ипотека с господдержкой (ставка 8%), семейная ипотека (ставка 6%) и IT-ипотека (ставка 5%).
«Кроме покупателей, адаптировались банки, — уточняет руководитель управления маркетинга и аналитики Asterus Денис Бобков. — Им пришлось менять ипотечные программы с учетом изменившихся правил и изменения ставки по льготной ипотеке. Согласование новых программ и условий потребовало времени. Поэтому и одобрения кредитов затягивались».
Ряд экспертов полагают, что главный стимул для покупателей-ипотечников — это страх, что станет только хуже. Главным по запугиванию покупателей уже многие месяцы остается ЦБ, который последовательно боролся с низкими субсидированными ставками и минимальным взносом, а с начала лета начал анонсировать повышение ключевой ставки (ставка была поднята 21 июля).
«Всегда есть прослойка так называемых «думающих» клиентов, которые получили одобрение кредита, но в сделку не заходят, — объясняет директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet Роман Родионцев. — Когда начинают ухудшаться условия по ипотеке, то такие клиенты очень быстро выходят на сделки, понимая, что ждать лучшего момента бессмысленно, тем самым создается некий всплеск».
Еще одна причина не снижающегося спроса на ипотеку состоит в том, что, по наблюдению участников рынка, банки не в полной мере реализуют рекомендации ЦБ.
«Банки смягчили требование к размеру первого взноса: теперь готовые объекты и новостройки, которые не попадают под программы с господдержкой, можно приобрести в ипотеку с первым взносом от 10%, а по госпрограммам от 15%», — поясняет директор ипотечного центра ГК «Миэль» Юлия Ибрагимова.
«Если посмотреть на предложение кредитных продуктов, например в Сбербанке, то не видно ужесточения в требованиях к заемщику, а в ряде случаев можно отметить и смягчение», — констатирует исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский.
Например, Сбербанк в середине июля сообщил о снижении первого взноса по ряду ипотечных программ до 10%, тогда как ЦБ стремился к тому, чтобы с 1 мая 2023 года минимальный первоначальный взнос составлял 20%.
Вторичный реванш
Наметившаяся в начале 2023 года тенденция перетока спроса на вторичный рынок к концу первого полугодия стала мейнстримом. Если в январе риелторы рассказывали только об интересе покупателей, выраженном в звонках и просмотрах, то во втором квартале это полноценно конвертировалось в сделки: по данным Росреестра (есть у Forbes), начиная с марта в Москве регистрируется более 14 000 договоров купли-продажи жилья, в июне — даже более 15 000 (для сравнения, в июне 2021 года было 14 375).
Собеседники Forbes подтвердили, что покупатели стали отдавать предпочтение готовому жилью. «Вторичный рынок более маневренный в отношении стоимости, нежели застройщики, которым сложно переписать ценник за ночь, — поясняет директор направления «Новостройки» компании «Инком-Недвижимость» Валерий Кочетков. — Впервые мы видим, что цены на новостройки стали выше на 20%, чем квартиры на вторичном. Этот фактор влияет на перераспределение части спроса с новостроек на вторичку».
Некоторые считают его временным явлением. «Всплеск спроса на вторичном рынке носил временный характер и был связан с ожидаемым удорожанием рыночной ипотеки в преддверии повышения ключевой ставки, — полагает управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов. — Клиенты торопились оформить сделки на старых условиях».
«Прежде всего покупатели обращают внимание и на цену вторичных квартир, которая сегодня значительно ниже предложений от застройщика, — уверена генеральный директор VSN Realty Яна Глазунова. — Более того, это может быть вариант в той же новостройке. Стимулируют продажи на вторичном рынке и нивелируют условия застройщиков отмена околонулевых ипотек на первичном рынке, ослабление курса рубля, а также возможность торга по вторичным объектам и скидки до 10-15%».
«Массовый розничный инвестор в недвижимость перешел в сегмент «вторички», пусть это даже только что сданные дома, только что введенные в эксплуатацию, — добавляет независимый риелтор Евгений Коноплев. — Да, механизм льготной ипотеки с околонулевой ставкой дал еще какое-то время застройщикам, чтобы собрать остатки сливок. Но теперь им надо будет искать какие-то новые модели по возвращению массового покупателя из «вторички».
«В рамках текущего платежеспособного спроса первичный рынок для части потенциальных покупателей оказался слишком дорогим, поэтому переток вполне естественен», — резюмирует Преображенский из Клуба инвесторов Москвы.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.